Да. Мы питомцы духовной семинарии, мы не дети церкви Христовой, потому что нет уж на Руси церкви-общества верующих. От нее осталась одна только внешняя форма, форма мертва страшная. Имя ей — Ведомство Православного Исповедания. (…)
Массовый выход семинаристов в светские учебные заведения отнюдь не следствие превратно представления о целях духовной школы. Совсем не потому бегут из Семинарии. А бегут потому, что задыхаются в Семинарии, как в склепе. (…)
Церковь, именующая себя Христовой вместо любви к своим детям, в основание воспитания кладет холодную дисциплину. Так и веет умершей средневековой инквизицией. Как тогда мечем утверждали в истинной вере и кострами загоняли в царствие Божие, так и теперь суровой дисциплиной и карами хотят спасти «заблуждающихся».
Из убеждения в том, что для воспитания в Семинариях прежде всего нужна строгая дисциплина, вытекают и все ограничения, каким подвергаются семинаристы.
Прежде всего, строжайше воспрещается свободное отношение к посещению богослужений, молитв и т. п.
Л.3.
Если Синод находит, что будущие священники, каковыми предназначаются быть семинаристы, неотпустительно должны посещать богослужения, то пусть он найдет средства пробудить в семинаристах такую любовь к храму. Пусть он так поставит воспитательное дело, чтобы юноши сами спешили в храм при всякой возможности. Пусть он не прибегает к принуждению, что противно духу молитвы.
Из рукописного журнала «Факел» за 1908 год, издаваемым Тамбовской организацией Всероссийского общесеминарского союза (номер отпечатан — прим. сост.)
ГАТО Ф. 4. Оп. 1. Д. 6800. Лл. 1-3
См. также: Заявления баптистов и лютеран | Воззвание тамбовских семинаристов | Петиция семинаристов |