Марина Климкова. Тамбовская жизнь, 2009, 16 мая.
Археологические исследования, проведенные на месте строительства подземного перехода в историческом центре Тамбова, на пересечении улиц Советской и Октябрьской, подтвердили, что найденные здесь захоронения датируются XVII веком — начальным периодом Тамбовской крепости. Во время раскопок сделано историческое открытие — обнаружен фрагмент деревянной Знаменской церкви, располагавшейся в Казачьей слободе и освящённой в честь первой военной победы.
Гостиный двор и Знаменская церковь. Фото нач. XX в.
Весна для Тамбова — не только пора природного преображения, но и время рождения самого города. И хотя день города официально празднуется летом, все знают, что именно на Пасху — 17 апреля 1636 года, «в самый день Живоносного Христа Воскресения» — была заложена крепость Тамбов. В тот год построили кремль с Преображенским собором, а в следующем 1637 году продолжали возводить укрепленное поселение (острог) и приходскую Знаменскую церковь в нем.
Выражение «дорога к храму», имеющее ныне образное значение, в русской традиции имело конкретный смысл. Церкви строились на самом красивом или значимом месте, вокруг которого формировалась структура дорог. Таким образом, храм оказывался стоящим на пересечении путей и был виден издалека. Около него по кольцевой системе выстраивались другие постройки.
Раскопки на перекрестке улиц Советской и Октябрьской
Тамбов и сейчас сохраняет отголосок древнерусской градостроительной системы. О ней напомнили археологические раскопки, проведенные на месте будущего подземного перехода, когда были обнаружены погост и следы древней Знаменской церкви. Храм стоял на перекрестке основных дорог: путь, ведущий через Козловскую башню, сформировал улицу Знаменскую (ныне Октябрьская), а линия Астраханской дороги на отрезке от Хоперской башни (ныне рядом с тем местом расположено здание музучилища) до Никольской башни (мост через речку Студенец) стала улицей Большой, или Дворцовой (ныне Советская).
Раскопки на месте первой Знаменской церкви
На отведенном для исследований участке площадью 25 квадратных метров, в середине улицы Октябрьской, археологи открыли более 30 захоронений (мужчин, женщин, детей), расположенных в земле на глубине от 1,5 до 2,5 метра, и фрагмент алтарной части Знаменской церкви. Любопытно, что обнаруженное основание восточной стены алтаря расположено параллельно фасаду Преображенского собора и находится на одной осевой линии с ним, что говорит о единой градостроительной системе, к которой принадлежали здания. Большое количество погребений близ алтаря является традиционным не только для XVII столетия, но и для нашего времени. Здесь хоронят священников и выдающихся людей.
Фрагмент основания алтарной стены Знаменской церкви
Деревянную Знаменскую церковь возвели в 1637 году. Ее название говорит о том, что освящение состоялось в праздник иконы Знамения Пресвятой Богородицы — 10 декабря по старому стилю (значит, шел уже 1638 год, потому что годовой отсчет тогда начинался с 1 сентября).
На иконе «Знамение» изображается сидящая Богоматерь с молитвенно воздетыми руками, а на ее груди, на фоне круглого щита (или сферы) — младенец
На вопрос, почему вторая по древности тамбовская церковь была посвящена иконе «Знамение», можно ответить, обратившись к событиям того времени. В «Древнем тамбовском летописце» говорится: «В 145 году (1637) при… Романе Боборыкине приходили воинские люди под Тамбов, и за ними он, Роман Боборыкин, послал лучших людей, дворян и полковых казаков, по числу 400 человек. И остановили тех татар в степи, и отбили у них всех коней те наши служивые люди, и 2 человека от тех татар взяли, а те татары отошли пехотою, и после того он, Роман, послал нарочитых людей — Андрея Колоду, а с ним 50 человек. И догнали они тех татар у Северского Донца, и мурзу у них убили, начального человека. И тех татар побито рядовых людей 5 человек, а в Тамбов привели… 63 человека».
Первый поход тамбовских казаков был продолжительным — за 500 километров, почти до Белгородской крепости, которая стояла у Северского Донца. Там пролегал Муравский шлях — дорога, по которой «приходили на рязанские места и в низовые города азовцы и ногайские кочевые татары», направляемые турецким султаном. Появление укрепленной границы явилось для них непреодолимой преградой, поэтому в 1638 году крымский хан Богадур Гирей требовал разрушить новые русские города.
Передовой военной и рабочей силой русского государства в то время были казаки. Как известно, в строительстве Тамбовской крепости принимали участие «дельцы» казачьего Черниева монастыря. Они строили башни кремля, рыли оборонительные рвы и возводили Знаменскую церковь. Поскольку приходский храм встал на территории Казачьей слободы, то и пожелание освятить его в честь Знамения было решением казаков. Таким образом, в посвящении церкви сохранилась память о первой военной победе, которой было ознаменовано строительство Тамбовской крепости. Данный пример является образцом передачи информации потомкам через христианскую символику.
В XVIII веке началось привнесение на русскую почву элементов западных городов. В Петербурге главные улицы с Невским проспектом стали ориентироваться не на городской собор, а на шпиль Адмиралтейства. В тот период по всей стране велась перепланировка городов. Несмотря на то, что за основу перестройки Тамбова во времена
Современные пути развития города часто вступают в конфликт с задачей сохранения