Всем Губисполкомам и Горисполкомам циркулярное письмо об отношении к религиозным обществам.
1. 23 января 1918 года опубликован декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от Государства и школы от церкви» /№ 18 Собрания Узаконений», 263/.
Согласно этому декрету уравниваются в правах все религии и ни одна из них не может пользоваться преимуществами, поддержкой государственной власти и содержанием на средства, принадлежащие всему народу.
Каждый гражданин и гражданка получают право ьторгн76исповедывать по своему убеждению любую религию, поскольку религиозные действия не сопровождаются с контр-революционными и уголовно-наказуемыми деяниями. И каждый гражданин и гражданка имеет право не исповедывать никакой религии. Не только отменяются насильственные сборы в пользу какой-либо религии, но ни одно религиозное общество не имеет право владеть собственностью, почему все имущество общин объявлено достоянием всего народа.
Вместе с тем согласно декрета, школа отделяется от церкви, т.е. школа превращается в мастерскую, где изучается и преподается подлинная наука, не искаженная примесью каких бы то ни было вероучений.
Этот декрет заложил прочное основание освобождению трудовых масс от насильственного навязывания, с младенческих лет до гробовой доски вероучений. И верующим и их обществам декрет обезпечивает полную возможность думать, верить и учить согласно внутреннему убеждению.
Только теперь искренно верующие получили полную возможность свободно исповедывать свои религиозные взгляды и проявлять их в храмах и молитвенных домах, не стремясь к собственническому стяжанию, не испытывая гонений и не цепляясь за подачки и за поддержку государственной власти.
И с другой стороны, только теперь сторонники научного мышления, не исповедующие никакой религии, получили действительное право на своих общественных собраниях свободно выражать свои мысли, каких бы областей знания они не касались.
Прошло 13 месяцев с момента опубликования декрета и факты показали, что трудящиеся массы, несмотря на клевету и наветы врагов Советской Республики, ясно поняли сущность декрета и глубоко оценили его революционную цель.
И не только трудящиеся, доселе угнетенные и обманутые массы, но сами сторонники прежде господствующей религии /христианского православия/ начинают признавать декрет и перестают клеветать по поводу его. Так духовенство города Карачева в обращении своем к гражданам говорит:
«В последнее время злонамеренными лицами распространяются с контр-революционной целью слухи о том, что вот де коммунисты-большевики надругаются над верой, грабят церкви, отбирают церковную утварь, запрещают духовенству совершать богослужения и т.д.
Граждане, мы, Карачевское Духовенство, заявляем Вам, что все эти слухи — злая ложь, и распространяющие их преследуют явно контр-революционные цели, пользуясь темнотой и несознательностью народной. Мы, Карачевское духовенство, заявляем всем гражданам:
Никаких оскорблений и гонений на религию коммунисты не делают».
Подписали воззвание семь псаломщиков, шесть диаконов, десять священников и два протоиерея /Карачевские «Известия» от 13 декабря 1918 года/.
Следовательно, не искренне верующие, а жадные попы-спекулянты, кулаки в рясах, боятся критики и свободы мысли и клевещут на исторический декрет Рабочего и Крестьянского Правительства. И с другой стороны — не действительные сторонники Советской власти, не подлинные представители трудящихся, а только самозванцы, хулиганы и провокаторы толкуют декрет так, будто он дает кому-либо право уничтожать верующих, грабить храмы и молитвенные дома, растаскивать по своим карманам добро прежних религиозных общин.
Народный Комиссариат Внутренних Дел считает необходимым напомнить вам, уважаемые товарищи, что великий освободительный декрет надо понимать именно так, как он написан и как понимался самим выбранным правительством трудящихся.
2. За последние месяцы в Народный Комиссариат Внутренних Дел стали поступать сообщения об использовании зданий, находящихся в распоряжении общин верующих /храмы и молитвенные дома/ для политических собраний, митингов и лекций /так было например в Вятской губернии и в Северо-Западном крае/.
Кроме того поступают многочисленные просьбы от местных Советских организаций о разрешении занимать временно здания религиозных обществ и приходов для политических и просветительских целей.
По этому вопросу считаем необходимым заявить следующее: согласно декрету все имущество в том числе стало быть и здания религиозных общин «объявляются народным достоянием», но здания… предназначенные специально для богослужебных целей отдаются… в безплатное пользование соответственных религиозных обществ /ст. 13/.
Следовательно храмы и молитвенные дома декрет признает собственностью не общества верующих, а всего народа и предоставляет верующим только в безплатное пользование.
И ничего не будет противозаконного и для религиозного чувства оскорбительного в том, если, при недостатке помещений придется использовать храмы и молитвенные дома также для культурно-просветительных и общественно-политических целей.
Однако, Народный Комиссариат Внутренних Дел строжайше предписывает допускать использование зданий религиозных обществ для указанных выше целей, только при наличии следующих условий:
Если — во первых действительно в данной местности ощущается острый недостаток в зданиях и помещениях;
Если — во вторых большинство членов местной религиозной общины или прихода, не возражают против использования здания или, тем более, даже сочувствуют ему;
если, в третьих гражданские собрания не стесняют отправления богослужений;
если, наконец местный Исполнительный Комитет в состоянии обезпечить такой порядок гражданских собраний в храмах и молитвенных домах при котором участники этих собраний не оскорбят каким либо образом предметов, почитаемых верующими за священные.
При несоблюдении перечисленных условий занятие зданий религиозных обществ для гражданских целей Народный Комиссариат Внутренних Дел будет считать противозаконным, а виновников будет привлекать к строгой ответственности.
3. До Октябрьского переворота, господствовавшие классы дворяне-помещики, буржуа-капиталисты и их прислужники — сытые, обезпеченные интелегенты не только создавали свое благополучие на труде и нищете народных масс, но и самым преступным образом использовали, в своих корыстных целях, непросвещенность и темноту рабочих и крестьян.
И в этом использовании народной отсталости господствовавшие классы доходили до грязного и низкого обмана тех, кого они сами держали намеренно в темноте. Один из способов одурачения и обмана были так называемые «мощи».
В течение целых веков народная голь и беднота толпами ходили на поклонение гробам, в которых, как они верили сохранились тела святых угодников. Масса бедного люда шла на поклонение и несла в жертву свои последние гроши. И вот теперь в нескольких местах, в губ. Олонецкой, Самарской, Воронежской и др./ рабочие и крестьяне переставши верить всему, что вдалбливалось в голову их прежними господами, своими собственными глазами и руками освидетельствовали «мощи» и к понятному удивлению своему не нашли того, во что верили: в изукрашенных ящиках оказались просто одетые в соответствующие костюмы большие куклы из ваты, опилок и прочей рухляди.
Такое разоблачение векового обмана отнюдь не является поруганием свободы совести и не противоречит ни одному из законов Советской Республики. Наоборот, именно злостные и сознательные обманщики трудящихся должны быть привлечены к строгой и сугубой ответственности.
Однако, подобные обследования ни в коем случае нельзя производить так, как они кое где производились: тайком, без свидетелей, без точной записи найденного и с расхищением разных ценных вещей, что вызвало справедливые нарекания не только верующих, но и просто честных граждан Республики.
А потому Народный Комиссариат Внутренних Дел строжайше предписывает:
В случае возникновения сомнений, в случае действительной надобности проверки, обследование должно производится в присутствии ответственных членов советских организаций и уполномоченных от верующих и священнослужителей, а также в присутствии свидетелей; при чем должна быть составлена тщательная опись всех обнаруженных вещей и должен быть аккуратно написан и всеми уполномоченными и свидетелями подписан протокол всего обследования.
Только в таком случае действительно и неопровержимо будет изоблечен обман и виновники его будут навсегда заклеймены пятном несмываемого позора.
И так терпимо относясь к искренне верующим, борясь оружием свободной критики с обветшалыми религиозными предразсудками, безпощадно клеймя заблуждения, тщательно разоблачая вековые обманы, мы не только не оскорбим чувств инакомыслящих, но наоборот тем скорее привлечем наиболее честных из них на сторону подлинно-научных взглядов и таким образом окончательно разобьем цепи духовного рабства.
28 февраля 1919 г. № 1220/31
Подлинное за надлежащими подписями.
Настоящая копия с подлинным верна и препровождается в Комиссию по отделению церкви от государства.
Об использовании молитвенных помещений и вскрытии мощей святых
ГАТО Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 88. Л. 22-23 об.