14.12.1924
В Козловский Административный Отдел граждан села Кочетовки Козловского уезда
Заявление.
В селе Кочетовке зарегистрирована двадцатка Тихоновского направления, и договор на владение церковью с Народным Судом заключен, но мы, представители обновленческой двадцатки, заявляем Отделу свой протест против заключение договора с вышеупомянутой Тихоновской двадцаткой.
Основание нашего протеста следующее: 1) Тихоновская двадцатка состоялась незаконным путем без широкого и всеобщего уведомления прихожан, по крайней мере, мы, вошедшие в обновленческую двадцатку не слышали, чтобы было собрание прихожан по данному поводу, и если оно всетаки было, то с разрешения ли Власти; наоборот, мы имеем сведения, что для составления Тихоновской двадцатки была агитация по домам прихожан. В подтверждение этого мы укажем на то, что сын священника Александр Рубинов был между прочим в доме гражданина д.Гостеевки Василия Васильева Коршунова и убеждал его войти в Тихоновскую двадцатку, от чего Коршунов отказался. Это от Коршунова слышал я, нижеподписавшийся гражданин села Кочетовки Коптев Сергей Иванов, в присутствии гражд. того села Хорошкова Алексея Ларионова. Если Рубинов был у Коршунова агитировал в пользу Тихоновской двадцатки, то, очевидно, не для одного Коршунова приходил Рубинов в д.Гостеево за три версты от села, а был и в других домах не только означенной деревни где ни один не вошел в Тихоновскую двадцатку, но и в селе Кочетовка, откуда исключительно и вошли все члены Тихоновской двадцатки.
2) Члены Тихоновской двадцатки, очевидно, составились именно по выбору духовенства не путем свободного приема через собрание, ибо все они люди состоятельные, бывшие, так называемые кулаки как например: 1) Мещеряков Яков Андреев, бывший много лет до революции прикащиком купца Стрельникова где он на равне с хозяином эксплуатировал бедный люд;
2 и 3) Мещеряковы Иван Васильев и Ефим Васильев, державшие много лет в аренде барскую землю, а также 4) Фролов Тимофей Андреев, 5) Мещеряков Иван Иванов, 6) Еськов егор Иванов и 7) Мартынов Григорий Осипов, занимавшиеся до революции арендой барской земли, собиравшие много хлеба и с лихвой выбиравшие его потом.
Наконец среди Тих. двадцатки есть и бывший полицейский элемент в лице 8 го) члена Наторина Алексея Прохорова.
8) Хотя Тих. двадцатка так или не так с`организована по хозяевами храма, распорядителями его делами являются по выборные свободно из среды их, а сын священника Александр Рубинов, как председатель церковного совета, все члены причта во главе с священниками, а хозяевами делами церкви распоряжается старый церковный староста Прохоров Алексей Ваильев бвывший в начале своей карьеры в селе Кочетовке кабатчиком и таргашом, наживший этим путем капиталы и потом несколько лет до революции владевший большим участком земли, более 100 десятин. 4) Из всего вышесказанного вытекает и то наше последнее основание протеста, духовенство наше подобрало именно такую двадцатку, чтобы при помощи их, как людей состоятельных, бывших много лет воротилами в обществе, угнетать бедных прихожан непомерными сборами. Это доказывается тем, что прихожане, делали попытки ограничить алчность духовенства, но все эти попытки не привели ни к какому положительному и благодетельному результату, потому что старый приходдской совет села Кочетовки, состоявший из тех же лиц, вошедших и в двадцатку, как бывших кулаков, сам, не чувствуя нужды не шел навстречу желаниям прихожан. Наша же обновленческая двадцатка, почти сплош состоящая из бедняков, и ставилась именно потому прежде всего, чтобы положить духовенству предел в его поборах, а также и для того, чтобы покончить раз навсегда с Тихоновщиной, как противоцерковной партией, волнующей народ нежелательными и незбыточными перспективами.
1924 г. декабря 14.
Граждане села кочетовки /8 подписей/.
ГАТО Ф. Р-2731. Оп. 3. Д. 18. Л. 83-84
См. также: Прошение обновленцев | О борьбе обновленцев и тихоновцев | Протест против закрытия церквей |