Документ № 15
Из выступлений участников пленума Тамбовского губкома РКП(б) об антирелигиозной пропаганде
26 сентября 1924 г.
Тов.Козлов: У нас имеются известные язвы, которые тормозят советский строй и агитационно-пропагандистскую работу, это группа всевозможных культурных организаций в лице нашего духовенства, сектанства и т. д.
В губернии имеется 818 церквей. Из них обновленческих, прогрессивного толка 207, остальные 611 — тихоновского толка. За тихоновскими попами идут определенные контрреволюционеры. В церковных советах сидят бывшие помещики и торгаши. В Варваринской церкви в церковном совете был более или менее пролетарский элемент.
Баптистов в Тамбовской губернии 2372 человека, имеются скопцы, число которых не выяснено. Основной корень зла — это монашествующая братия. В Тамбовской губернии 13 монастырей, в том числе 8 женских и 5 мужских. Из этого ядра и делают вылазку всевозможные чудеса…
В тамбовском уезде имеется женский монастырь, где около 300 монашек, они говорят, что живут рукоделием, и нужно обложить их налогом, нажать, чтобы ушли из монастыря…
Нам нужно усилить обновленческое движение. Когда мы сделаем две равных группы, тогда мы сможем их стравить, чтобы они друг друга хоронили. Был случай, когда тихоновец обновленца избил железной палкой. Это хорошо… Необходимо ликвидировать монастыри. Нужно налоговый пресс сжать, чтобы ни одна группировка тихоновского толка не выдержала. Строятся новые храмы, берутся в аренду молитвенные дома. Этого допускать нельзя.
Тов.Денисов: Закрыть хотя бы половину церквей и то было бы хорошо…
В деревне развивается сектанство, …сидит много интеллигенции, которая проводит религиозную пропаганду. И массы идут за этой интеллигенцией.
Тов.Коновалов: В дореволюционный период крестьянин в день Ильи праздновал и отдыхал, а теперь он не отдохнет, это ушло, и мы видим, как экономит крестьянин во всех расходах. Если крестьянин крестит своего ребенка, он его просто окунает в махотку. Значит крестьянин идет вперед… В каждой деревне был 1-2 неверующих, сейчас — 100-200 человек.
Тов.Нечаев: Молодое поколение уходит из рук старого поколения, легко поддается нашему воспитанию…
После нашей работы с молодым поколением мы видим, что святые явления, иконы и т. д. духовенство начинает разносить по домам, и когда несут к дому икону, старое поколение идет встречать, а новое начинает протестовать. Лекции, антирелигиозные спектакли — для молодежи, старшее поколение их не принимает.
ЦДНИТО, ф.840, оп.1, д.2291, лл.30-39.
И пыль веков от хартии отряхнув… Тамбов, 1993. С. 247