Я знал в Тамбовской епархии, переполненной диаконами, такие причты, в которых при одном священнике приходском три диакона: диакон штатный, диакон — викарий (угадайте кто? — это диакон на вакансии псаломщика), и диакон сверхштатный (это… диакон учитель церковно-приходской школы). Вот горе там священнику! Но не меньшее горе и епископу, которого одолевают вечными жалобами, спорами и раздорами эти «слуги епископа». Вот этим-то тысячам диаконов их защитник хочет предоставить право иметь из своей среды представителей в епархиальном суде. Думаю, что я могу несколько ослабить эту заботу о диаконах многочисленных. Время увлечения диаконами проходит; все более сознается бесполезность этой должности в причте; теперь и в селах, с развитием через школы музыкального вкуса, не о диаконах, криками и воплем поражающих ухо, а за частую расстраивающих нервы козлогласием, мечтают прихожане, а о хороших регентах и хорах певчих, для чего дают хороший материал школьники. И я надеюсь, что диаконство по деревням в недалеком будущем совсем исчезнет, или, может быть, останется по местам, как пережиток, свидетельствующий о дурном вкусе прежнего времени. И вместо диаконов выступят настойчиво требуемые богослужебно-приходской жизнью нашего времени: 1) уставщик-чтец, анагност, который бы и читал, «не как пономарь», а разумно, и блюл бы строго на клиросе устав церковный, который ныне невероятно грубо нарушается певчими; 2) псалт, не только певчий, но и регент хора, не с улицы взятый, научившийся пользоваться камертоном и давать такт, а между тем пьяница и безобразник. Перед этой новой разумной потребностью диаконы выйдут из моды, и не для кого будет избирать представителей суда из диаконов. Достаточно иметь в составе суда пресвитеров. Следует оставить нехорошую привычку заподазриваний в несправедливости пресвитеров против диаконов, епископов против пресвитеров.