Где родился и откуда был родом преподобный Матфей неизвестно. Предание называло его Донцом (по одному из свидетельств местные жители звали его Черногорец). Связано ли это с его происхождением или какими-либо обстоятельствами жизни ныне сказать трудно. В правление Царя и Великого Князя Ивана Васильевича черный поп (т.е. иеромонах) Матфей на берегу реки Цны в Шацком уезде «по благословению владыки Леонида Рязанского, поставил церковь Николу чудотворца нову и опщинку монастырскую устроил, монастырь огородил и кельи поставил». И хотя имелось известие, что на месте появившейся обители «стояла церковь Никола чудотворец без петья ветха много лет» и, по местным рассказам, здесь некогда спасались три подвижника, пришедшие с юга, настоящая история Николаевского Черниева монастыря началась именно с прихода сюда старца Матфея в 1573 году.
Уже в первое время он «крестил мордвы 15 душ с женами и с детьми, а иная деи мордва — хотят креститися». Миссионерское дело продолжалось и позже. Причем в этом служении Черниевский настоятель действовал, как говорилось в старинных актах, «подговором и лебезно», т.е. проповедью и добрым отношением к местному языческому населению. «С того времени, — писал историк Тамбовского края И.И. Дубасов, — в глухой мордовско-мещерской стороне постепенно стали возникать, во славу Божию, многие сельские храмы — строенье причтов и прихожан. Те храмы все до одного были деревянные, из облого лесу, бедные облачением и всею утварью, но они нравственно богаты были, как средоточие местного зачинавшегося православия, славны были влиянием истинно-христианского света на окружавшую их былую тьму…»
Конечно, начинания старца Матфея не могли не встретить противодействия, которое нередко превращалось в разбои. В царских грамотах, посланных в ответ на челобитье старца, говорилось: «… а которая мордва не крещена, и они деи им чинят пакость великую и хотят церковь осквернити и монастырь разорити и их изогнати, лошади крадут и пчельник де у них со пчелами сожгли…»; «…татаровя… его старца Матвея с братью лают всякою неподобною лаею и служебников монастырских и крестьян бьют и похваляются всякими злыми делы и слугу монастырского Конанка Павлова хотят убить до смерти…» и повелевалось беречь обитель «от мордвы… и от сторонних людей», чтобы «монастырю б ни от кого ни в чем пакости не было».
Первоначальная скудость материального положения и трудности служения не могли испугать о. Матфея. Талантливый управитель, он продолжал укреплять обитель. По челобитьям пустыни были пожалованы необходимые земли, сенные покосы и рыбные ловли, что позволяло не только содержать монастырь и проводить необходимое строительство, но в голодные годы открыть монастырские житницы для многочисленных нуждающихся.
К сожалению, официальные документы ничего не говорят о внутренней духовной жизни обители. Последний раз старец Матфей упоминается в грамоте 20 января 1597 года. Из записи в монастырском синодике известно, что «первоначальник Матфей скончался Декабря 21; поживе лет 69; панихида по нем отправляется в Субботу пред Рождеством Христовым». Еще долгое время монастырь называли Матвеевой пустынью, что несомненно говорит о доброй памяти о первом его настоятеле у местных жителей.