Меню Закрыть

Тулиновка

Успенский храм с. Тулиновка Тамбовского р-на

Каменная, теплая Успенская церковь построена в 1824 г. на средства господ Тулиновых, придел Никольский. С 1880 г. открывается новая страница в истории храма.

 Тулиновский Софийский женский монастырь

Тулиновский монастырь обязан своим существованием двум представительницам рода Тулиновых. Софии Яковлевне и ее сестре Вере Яковлевне (в замужестве Рагоза). София Тулинова, умершая 28 августа 1877 г., завещала в своем имении основать женский монастырь, что и было исполнено ее сестрой Верой. 2 декабря 1879 г. указом Св. Синода в с. Тулиновка, что в 10 верстах от г. Тамбова (ныне Тамбовский район) была учреждена женская община и одновременно при ней открыт приют для девочек. Уже 13 декабря 1880 г. община переименована в женский общежительный монастырь со штатом в 40 человек и приютом на 20 девочек. Новому монастырю была передана и приходская Успенская церковь (ИСО. 1911. С. 860-862). Свою собственную Софийскую церковь (в трехэтажном кирпичном корпусе) освятили только в 1887 г.

Учредительницы позаботились о хорошем материальном обеспечении монастыря. К 1911 г. на территории обители располагалось одно 3-х этажное здание, три 2-х этажных кирпичных здания, два амбара, баня, в 3-км хутор, гостиница, конный двор.

К 1894 г. в Тулиновском монастыре подвизалось 9 монахинь, 4 указных послушницы и 63 послушницы на испытании. В некотором роде Тулиновский монастырь стал «колонией» Тамбовского Вознесенского женского монастыря. Во всяком случае монашескую жизнь здесь начали обустраивать монахини-постриженицы Вознесенского монастыря. Анализ данных, которые мы имеем по составу Тулиновского монастыря за 1894 г., дает нам следующую картину. Все монахини среднего возраста 40-50 лет (7) и только две не несут никаких послушаний по старости. Среди послушниц большинство молодых от 20 лет до 30 (60). Среди монахинь наиболее распространенное послушание — церковное (алтарницы, просфорни, свечницы), хотя и послушниц занято много в этой сфере (19 человек на клиросе). Но все же основная часть на работах, связанных с монастырским хозяйством. Среди этих работ рукоделия: изготовление ковров (9), шитье гладью (11), золотошвейки. Много занято на хуторе (11). Четверо обслуживают приют в качестве воспитателей и учителей. У некоторых по два послушания.

Социальное происхождение подавляющего большинства насельниц крестьянское. Только 7 из мещан, 4 духовное, 4 дочери солдат. По географическому происхождению это представители Тамбовского, Липецкого Моршанского и Козловского уездов. А вообще этот монастырь чисто тамбовский, из других губерний только 6 человек (ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1842. Лл. 1-20). Среди всех насельниц нет неграмотных: 63 с домашним образованием, что интересно 12 получили образование в местном приюте и как это и в остальных монастырях епархии очень мало тех, кто до монастыря изведал все прелести семейной жизни (вдов 2).

Эти данные рисуют нам облик трудового , благочестивого монастыря, где важное место занимала социальная деятельность (приют). К 1911 г количество монахинь в монастыре достигло 23 человек, а послушниц 97. Всего 120 чел.

Обитель пользовалась уважением у горожан. Тамбовчане часто делали денежные вклады на помин души. Власти видели в монастыре свою опору для мирного разрешения конфликтов с местным населением, не даром полицейский пристав приезжающий по делам службы в Тулиновку, останавливался в монастырской гостинице.

Тулиновцы, особенно молодые, относились к монастырю неоднозначно. Иначе чем объяснить, явно недружественный жест по отношению к обители весной 1904 г. Тогда в ночь с 30 на 31 марта 6 человек молодых крестьян, взломали замок на калитке в ограде окружающей монастырскую гостиницу, но войти не смогли, так как калитка обледенела. И они в течении 2-ух часов (с 12 до 2 часов ночи) комьями обледенелого снега били стекла в окнах нижнего этажа гостиницы (ГАТО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 5780. Л. 1-12). Можно только представить, что в это время переживали сестры монастыря.

По этому факту так никто и не был наказан и убытки понесенные монастырем не возместили. Вину подозреваемых не доказали, сами они ни в чем не признались. Какую-то характеристику отношений с местным монастырем дает такой факт: кучер монастыря был вооружен револьвером. Значит конфликты были и раньше, иначе, что заставило руководство православного женского монастыря, расположенном в русском православном селе держать вооруженного охранника?

Тулиновский монастырь после октября 1917 г. постигла судьба тысячи других русских монастырей: просуществовав всего 38 лет, он был закрыт, не успев оставить о себе какого-либо заметного следа в истории епархии.

К настоящему времени сохранилось часть монастырских построек, в которых расположены квартиры жителей села и аптека. В 1998 г. Успенскую церковь передали Тамбовской епархии. В 2003 г. к Успенской церкви приписан новый храм в честь св. вмч. Георгия Победоносца в пос. Георгиевском.

 Священнослужители

1893 г.

Священник Иван Михайлович Стеженский (1846 г. р.), рукоположен 15 декабря 1868 г., награжден камилавкой (Справочная и памятная книжки по тамбовской епархии на 1893 г. Тамбов, с. 46).

1902 г.

Священник тот же. Он награжден наперсным крестом. В семье у него один сын 22 лет и три дочери (7, 5, 6 лет).

Псаломщик-диакон Сергей Васильевич Покровский (1847 г. р.) рукоположен 13 апреля 1872 г. (Справочная и памятная книжка по Тамбовской епархии на 1902 г. Тамбов, с. 59).

1998-2004 гг. настоятель иерей Георгий Александрович Неретин, живет в Тамбове.