Меню Закрыть

Диспут обновленцев

Не кризис, а агония.
(К диспуту «Кризис правослаия»)

Православие переживает глубокий кризис. Необходимо его реформировать, «очистить», приспособить к научным данным. Устаревшие догму, обрядность, штат посредников между богом и людьми нужно выбросить, упразднить. — Таковы основные положения доклада б. преподавателя тамбовской духовной семинарии Данкова на тему «Кризис православия».

Выступавший после Данкова поп Благонадеждин не видит никакого кризиса. Православие, по его мнению, укрепляется в массах. «Мы кадили, кадим и будем кадить и неизвестно кому еще придется петь панихиду» — говорил он, очевидно намекая на богоотступников-коммунистов.

Попытки попа Благонадеждина доказать, что в православии все чисто, — для нас понятны. Духовенство судорожно отстаивает само себя. Понятны нам и хлопки половины аудитории, состоящей из обывателей и интеллигенции.

…Православие переживает — не кризис, а агонию, — совершенно верно определил т. Кондратьев…

…Церковь начала разваливаться на глазах у всех, после Октябрьской революции. По существу, она начала расшатываться, конечно, значительно раньше, но до Октябрьской революции, пока церковь, неразрывными узами связанная с самодержавием, главенствовала опираясь на самодержавие, — для широких рабоче-крестьянских масс это не было заметно. После Красного Октября процесс разложения усилился. Сейчас он очевиден для всякого.

Свержение самодержавия и отделение церкви от государства — нанесло первый значительный удар православию. Церковь приспособленная к самодержавному режиму, после революции очутилась в разброде. Отделение школы от церкви — нанесло следующий удар. И сейчас никакого влияния на пролетарскую молодежь поповство не имеет.

…Наиболее вдумчивые служители религиозного культа осознают медленное, но неуклонное падение веры в трудящихся массах и отмирание религии. Они пытаются реформировать церковь, приспособить ее к духу времени….»времена меняются и мы меняемся с ними».

Еще в 1919 г. пензенский архиепископ Владимир выступил с «программой» очистки церкви, приспособив ее к рабоче-крестьянскому строю. «Новая церковь — говорил он например о мощах — вполне солидарна с рабоче-крестьянской властью в том, что учение о мощах является корыстным обманом, при помощи которого князья церкви эксплоатировали простой народ, привыкший больше верить глазам, чем рукам». А вот о классовой борьбе: «христианство отрицает всякое кровопролитие и стремится к насаждению вечного мира, но оно не отличает классовых различий и классовой борьбы. Православная церковь сама борется против угнетения слабых «сильными»…
…Правда, вместо этого ( потеря опоры в рабоче-крестьянских массах — сот.) церковь обогатилась новыми сторонниками — когда-то «свободомыслящей» интеллегенцией, когда-то атеистичной, — теперь же с прахом своих мелкобуржуазных иллюзий — кинувшейся в церковь. Правда, у церкви есть еще сторонники — кулаки, спекулянты и вся черносотенная мразь. Но в трудящихся массах ее влияние поколеблено и колеблется с каждым днем.

В довершение всего — самый состав «квалифицированных» религиозных спецов, подготоавливавшихся к роли затемнителей народного сознания в специальных поповских семинариях и духовных академиях — сильно разрежен. «В попы и дьякона» идут сейчас совершенно не «квалифицированные» люди и, главным образом, потому, что церковь представляет из себя доходное место, где они с наименьшей затратой сил обеспечивают себя. Известны многие случаи, когда «в попы» постригали б. псаломщиков, даже б. учителей…

Докукин
Газета «Тамбовская правда», 1922, 18 марта

См. также:  Прошение обновленцев | О борьбе обновленцев и тихоновцев | Религиозный диспут |