Родился 28 ноября 1884 г., в с. Космодемьянское, Орловской губернии, в бедной крестьянской семе. С 1905 по 1909 гг. был послушником в Свято-Введенская Оптина Пустынь г. Козельска. Оставшись сиротой, в 1909 г. был принят келейником к старцу Иосифу Оптинскому, ставшему его духовным наставником. Через послушание у старцев Иосифа и Нектария он включился в златую цепь преемственности Православной церкви — традицию Оптинских старцев. В 1917 году тридцатитрехлетним пострижен в мантию за год до закрытия Оптиной пустыни. После смерти о. Иосифа определен келейником к старцу Нектарию. Несколько лет монастырь продолжал существовать под видом сельхозартели. В 1923 году рукоположен во иеродиакона за 2 месяца до ареста старца Нектария и высылки всех монахов из монастыря. В 1927 году рукоположен в иеромонаха. Был келейником старца иеросхимонаха Нектария до самой его кончины 29 апреля 1928 г.
По благословению старца после его смерти ехать служить на приход, о. Севастиан уехал сначала в Козельск, затем в Калугу, а потом в Тамбов, где получил назначение на приход в г. Козлов. Именно в Козлове, по свидетельству духовных чад, стали открыто проявляться высокие духовные дарования о. Севастиана.
Арестован 25 февраля 1933 года ГПУ вместе с монахинями Агриппиной, Февронией и Варварой, сестрами по духу, которые съехались к нему в Козлов. В том же году осужден тройкой при ОГПУ по НЧО по статье 58-10 УК РСФСР к 7 годам ИТЛ. На следствии о. Севастиан прямо отвечал, что на все мероприятия советской власти он смотрит как на гнев Божий и что эта власть есть наказание для людей. Впоследствии о. Севастиан рассказывал: «Когда меня принуждали отречься от православной веры, то поставили в одной рясе на всю ночь на мороз и стражу приставили. Стража менялась через 2 часа, а я бессменно стоял на одном месте. Но Матерь Божия опустила надо мной такой «шалашик», что мне было в нем тепло. А утром меня повели на допрос и говорят: «Коль ты не отрекся от Христа, так иди в тюрьму». К середине 30-х годов в Карлаге было создано огромное «образцовое» хозяйство со своими заводами, промышленными цехами, научными программами. Тогда же, начинает зарождаться будущая карагандинская община. У о. Севастиана появляются на зоне духовные чада, постепенно собираются и ждут его освобождения прежние его чада.
После освобождения о. Севастиан поселился в пригороде Караганды. «Дорогие мои, — сказал сестрам батюшка, — будем жить здесь. Мы здесь больше пользы принесем, здесь наша вторая родина». Позднее Владыка Иосиф, архиепископ Павловский и Кустанайский, говорил об этом месте так: «Караганда медом помазана», «Караганда на святых костях построена», «Батюшка о. Севастиан… все терпел со смирением, за всех молясь Богу о спасении и вразумлении. И вот за его слезы и молитвы ко Господу благодать Святаго Духа будет на Караганде до Второго пришествия».
В 1944 г. община устроила себе домовую церковь в с. Михайловка — село стало потихоньку заселяться «батюшкиными». В 50-е годы жизнь карагандинской общины начала налаживаться. В 1953 г. было получено разрешение на молитвенный дом, в 1955 г. удалось добиться регистрации религиозной общины. В 1957 году рукоположен в архимандрита. Читая воспоминания чад старца Севастиана, поражаешься его пониманию, почему и как у человека все происходит: и грех, и весь характер его. Это всепрощающее прозрение в происхождение греха, это каждодневное сочувственное понимание и оправдание духовных детей любящим сердцем более поразительно, чем даже случаи конкретных чудес и прозорливости, хотя одно с другим тесно связано. Сильнее всех тайных и явных чудес воздействует на читателя необычайная сила батюшкиной любви к своим чадам. За три дня до кончины (19 апреля 1966 г.) был пострижен в схиму. Преподобный Севастиан мирно почил о Господе в день Радоницы.
Преподобный схиархимандрит Севастиан канонизирован 19.10.1997 г. Синодальной Комиссией при московском Патриархате. Были обретены мощи старца и отслужен первый молебен 22 октября 1997 г.