Слово Архиепископа Кирилла, по изнесении Св. Креста на средину храма на всенощном бдении 3-й Недели Великого Поста 4 марта 1917 года.
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, Победы Богохранимей Державе Российстей и Правительству Ея на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Сейчас пропели мы и прослушали эту церковную песнь совсем не в том слововыражении, к какому привыкли все с детства, в каком произносилась она на церковном богослужении и в домашней молитве много веков под ряд. Что же случилось, какая перемена произошла в жизни, что даже Церковныя песнопения становится нужным изменять? — Совершилось, возлюбленные, событие равного которому не помнит история наша.
Несколько дней тому назад я призывал Вас, духовных чад своих, боятся пуще всего клятвопреступления и, оставаясь спокойными каждый на своем деле, ждать решающего слова Того, Кому вручена была Господом власть над вами. И вот сегодня дождались мы этого слова, дождались гораздо большего, чем ожидали.
Сегодня отпечатан в нашем граде Манифест Царский.
Вот документ, которым Царь Сам освобождает нас от присяги, данной на верное ему служение, и, передавая Престол Российский Брату Своему Великому Князю Михаилу Александровичу, заповедует Ему править делами Государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях.
Таким образом мы оказались при новой, но совершенно законной власти, состоящей как бы из двух половин: законного Государя и представителей Народа в законодательных учреждениях. Нужно было ждать Манифеста Великого Князя Михаила Александровича о вступлении Его на Престол, но вместо того получена оффициальная телеграмма об отречении Великого Князя Михаила Алксандровича от Престола.
Итак, Великий Князь Михаил Александрович отказывается принимать верховную власть до тех пор, пока не услышит решения всего народа Русского, изволяет ли он такое управление или желает иного для себя устройства.
С этим отказом Великого Князя одна половина Верховной Власти как бы отошла в сторону, переливши свои полномочия во всей целости во вторую половину своего состава, т.е. в народное представительство, с просьбою ко всем гражданам «Державы Российской подчинится Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему и облеченному всей полнотой власти». Таким образом, освобожденные Самим Государем от присяги Ему, мы имеем в лице Временного Правительства, Государственною Думою учрежденного, вполне законную власть, которой Государь и следом за ним Великий Князь Михаил Александрович передали свои Верховные права. Посему должны мы теперь повиноваться Временному своему Правительству, как повиновались не за страх, а за совесть Государю Своему, отрекшемуся ныне от управления нами.
Веруем, что не случайно события такой важности произошли накануне и в самый день совершения Церковью этого трогательного обряда изнесения Св. Креста на средину храма, как знамения, долженствующего укрепить верующих на всякий подвиг.
Да укрепит же Он и нас всех в предлежащем нам подвиге устроения нашей Государственной жизни.
До сих пор мы жили под постоянным надзором приставленных к нам опекунов, при настойчивых напоминаниях извне «не ступи сюда», «не делай, не говори этого». Теперь настало время когда мы внутри самих себя должны находить указания как решить и выполнить то или другое дело с таким разсчетом, чтобы не вышло из него вреда не столько нам самим, сколько другим людям, соединенным вместе с нами в одном Государственном устройстве, не вышло бы вреда Великой Родине Нашей.
Задача эта, возлюбленные, нелегкая, особенно на первых порах. И потому для всех нас теперь время не веселия еще, не шумного ликования, а сосредоточенного и бережного отношения, вдумчивого ко всем подробностям нашей жизни, а для многих — время такого подвига, под тяжестью которого в изнеможении падал Сам Искупитель Мира Господь Христос. Но Он нес свой крест и донес до Голгофы, после которой засияла заря всеобщего воскресения. Да благословит же Он Своею всесильною благодатною помощью и наше общее крестоношение наступивших дней устроения самим народом своей государственной жизни.
Да восстанет после этих дней Великая Родина наша вполне обновленною для жизни светлой и обильной всеми добрыми плодами. Повторим же еще раз общим голосом молитву о Родине теми словами, какие только что слышали мы при изнесении Св. Креста.
Поют всей церковью «Спаси, Господи»
ТЕВ.1917 г., № 10-11, с. 219-221