Меню Закрыть

14. Духовное образование в Тамбовской епархии

Духовное образование в Тамбовской епархии в XVIII — нач. XX вв.

Духовное образование в России проделало сложный и долгий путь. В допетровской Руси духовенство в основном училось само, перенимая основы веры и грамоты от отцов и дедов (в этом, кстати сказать, и была одна из причин раскола — отсутствие нормального духовного образования, как следствие духовное невежество). А между тем в западных областях, в частности на Украине и в Белоруссии пытались поставить образование духовенства на регулярную основу и открывали духовно-учебные заведения по типу католических. Так появились Киевская Духовная академия. К тому времени когда русские цари озаботилось образованием духовенства проще всего было перенять опыт той же Киевской академии на русской почве, чем выдумывать собственный велосипед. Иные ученые, правда, приводят сейчас довод, что альтернатива западным школам (латинским) все же была в лице Славяно-греко-латинской академии, но во первых так ли уж сильно она отличалась от латинских коллегиумов, а во-вторых к тому времени образованных греков-учителей было также мало как и русских, да и большая часть их получила свое образование на Западе. Так в XVIII веке стали возникать русские духовные школы почти точные копии своих латинских собратий.

На Тамбовщине первое духовно-учебное заведение появилось в 1779 г. Им стала Тамбовская Духовная семинария, которая и дала начало двухуровневой системе духовного образования: начального и среднего. Открыта она была указом императрицы 22 сентября 1779 г. и на первом этапе своего существования размещалась в стенах Нижне Ломовского Казанского мужского монастыря. На содержание семинарии из государевой казны ежегодно отпускалось 2000 рублей. При первом ректоре семинарии архимандрите Иоанникии в 1780 г. было открыто пять классов: низший, грамматический, риторики, философии и богословия. Первоначально в семинарии обучалось до 60 учеников. Первый выпуск состоялся в 1790 г.

С 1786 г. на Набережной улице г. Тамбова городскими властями было выделено место под строительство семинарии, и уже в 1788 г. в новое здание было переведено два класса философии и риторики, а в 1798 г. переводятся и все остальные.

После реформ духовно-учебных заведений в 1867-1870 гг. при семинарии создана образцовая воскресная школа, где преподавали ученики старших классов. В 1847 г.на втором этаже семинарского здания была устроена Никольская церковь. Последние крупные строительные работы в семинарии производились в 1907-1911 гг., в это время была устроена новая семинарская церковь в южную часть здания. При основании Тамбовской семинарии в ней обучалось 29 человек, в 1799 г. 592, а к началу 20 века более 600. Семинария была одним из крупнейших духовно-учебных заведений в стране.

Тамбовскую духовную семинарию возглавлял ректор, инспекторы осуществляли надзор за воспитательным процессом в семинарии, эконом ведал хозяйственными делами. Кроме того, существовали и коллегиальные органы управления — это Семинарское Правление (финансово-хозяйственные дела), Педагогический совет (учебный процесс). Обучение в семинарии было платным, однако существовала широкая возможность для выходцев из семей духовенства обучаться на казенный счет или получать стипендии, которых было несколько и учреждались они чаще всего разными благотворителями. При семинарии существовало общежитие, но часть семинаристов все же жила на квартирах в городе.

С 1788 г. в семинарии стала формироваться фундаментальная библиотека. Здесь были представлены почти все богословские издания выходящие в Лейпциге, Париже, Кельне, Лондоне, Риме, Вене, Берлине, Петербурге и Москве. Много книг семинарии жертвовали тамбовские епископы, особенно епископ Феофил (Раев) и Феофан (Говоров). После Смерти митрополита Антония (Вадковского) в семинарскую библиотеку перешли книги из его личного собрания (3603 книги). Среди семинарских книг находились такие раритеты как рукописная «Бытность архиереев тамбовских» и Коран, изданный на французском языке в 1514 г.

Первоначально в семинарии читались курсы риторики, грамматики, философии и богословия. Ученики богословского класса в обязательном порядки по чреде говорили проповеди в храмах города в праздничные и воскресные дни. Особое значение придавалось изучению древних языков латинского, греческого и древнееврейского. Ученики обязаны были делать переводы цицироновых писем и богословских трудов Фомы Аквинского. В течении XIX века вводились все новые и новые предметы: гомилетика, сравнительное и нравственное богословие, история раскола и сектантства, церковная история, гражданская история, французский и немецкий язык, физика, психология, логика, алгебра, дидактика и педагогика, медицина, агрономия, история русской словесности, география и многие другие. Одно время в Тамбовской семинарии преподавался мордовский и татарский язык, а преподаватель Тюленев одним из первых перевел Евангелие на мордовский язык. К началу XX века курс обучения в семинарии длился шесть лет и состоял из шести классов по два отделения в каждом классе (1 и 2 разряда).

В Тамбовской духовной семинарии всегда был очень сильный педагогический состав. Здесь преподавали такие замечательные педагоги, как Н. Говоров (создатель одной из лучших русских грамматик), знаток раскола Н. Чиннов, логик и философ, первый составитель жизнеописания прп. Марфы прот. М. Сладкопевцев, основатель тамбовской школы пчеловодства С. Вадковский, словесник Н. Орлов, исследователь и знаток русского хорового искусства прот. В. Лебедев, один из первых серьезных исследователь иконографии архимандрит Христофор и многие другие. Выпускниками семинарии в разное время были: митрополит Санкт-Петребургский Антоний (Вадковский), митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), митрополит Вениамин (Федченков) известный также как прекрасный духовный писатель, епископ Симбирский Варсонофий (Охотин), архиепископ Иркутский Вениамин (Благонравов), прп. Амвросий, старец Оптинский, автор трудов по аскетики, монашескому деланию и пастырскому богословию архимандрит Тихон (Ципляковский), автор «Истории Русской Церкви» многих богословских трудов архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский), профессор Казанской Духовной семинарии Богословский М. Н., профессор Московского университета Попов А. Н., доктор медицины Добродеев И. Е., профессор Киевского университета историк и этнограф Аристов Н. Я., ботаник Н. Гремяченский, писатели Левитов А. И., Воронский А. К., экономист Островитянов К. В.

Тамбовская Духовная семинария была средним учебным заведением, дававшем неплохое среднее специальное образование. Выпускники семинарии становились не только священниками, но и врачами, инженерами, учителями, ветеринарами, агрономами, учеными.

Начальное духовное образование можно было получить в духовном училище. До 1808 г. духовные училища входили в состав семинарии. Разделялись они на 8 классов: подготовительный (информаторий), 1-й онология, 2-й инфима, 3-й грамматика, 4-й сентаксима, 5-й пиитика, 6-й риторика, 7-й философия, 8-й богословие. Три последних класса это курс уже симинарии. В последних двух учились по 2 года. В 1808 г. первые четыре класса (онологий, инфима, грамматика, сентаксима) отделили решив, что это будет курс духовных училищ. В Тамбове училище еще существовало совместно с ТДС, а вот первое самостоятельно духовное училище в епархии основали в 1814 г. Тогда на средства благотворителей в доме протоиерея Асинкрита Иванова, было открыто Темниковское духовное училище. В следующем 1815 г. училище открыли в Елатьме при упраздненном Успенском монастыре, в марте 1815 г. в Шацке, в сентябрь 1815 г. в Лебедяни и Борисоглебске.

В Тамбове духовное училище от семинариибыло отделено лишь в 1818 г. В Духовной семинарии теперь было 3 класса по 2 года (низший, средний, высший, т. е. бывшие, риторики, философии и богословия их еще долгое время так и называли) и 3 класса Тамбовского Духовного училища. В свою очередь Борисоглебское и Елатомское училища преобразовали в приходские училища, а Шацкое и Лебедянское в уездное (т. е. программу сократили до курса информатории и онологии).

Тамбовское Духовное училище было очень большим: в 1825-1826 гг. здесь обучалось 1003 человека и поэтому в следующем учебном году от училища отделили приходское училище (по курсу подготовительного). Но проблема этим не решалась, так как с сокращением курса Борисоглебского и Лебедянского училищ все дети духовенства южных уездов стремились попасть в Тамбовском училище, и вот в 1829 г. открыли Липецкое ДУ и закрыли Борисоглебское и Елатомское. Однако и это не решило проблему — уездные училища были бедными, средств на их содержание практически не выделалось и епархиальные власти вынуждены были закрыть еще и Лебедянское училище. А тем временем Тамбовское училище продолжало «распухать», в 1837-1838 гг. здесь обучалось 1207 учеников. И вот с начала 1851-1852 гг. в Тамбове было открыто 2-е Духовное училище.

Очень долго в Тамбове стоял вопрос с помещениями для училищ. С самого своего основания 1-е училище помещалось в корпусах ТДС и лишь в 1832 г. приобрели на берегу р. Цны по Киркиной улице дом для классов. Епископ Арсений (Москвин) в 1840 г. уговорил Е. А. Андреевскую пожертвовать 1-му ТДУ деревянный дом на берегу Цны по Тезиковской улице (для общежития). Но помещения эти были настолько плохи, что зимой в классах было невозможно учиться, так как они не отапливались, а с открытием 2ТДУ классы первого училища перешли второму. Собственное хорошее комфортабельное помещение для 1 ТДУ было построено в 1894 г., а для 2-го (начавшего с 1903 г. именоваться Серафимовским) значительно позже.

Обычно в 1-й класс училища поступали в 7-8 лет, обучались чтению (русскому и славянскому), чистописанию и нотному пению. Во 2 классе изучали сокращенный катехизис, начальную российскую грамматику, четыре правила арифметики, чтение. В 3 и 4 классе прибавлялись: Священная История, пространный катехизис, церковный устав, российская и славянская грамматика, латинский и греческий язык, арифметика, церковный обиход и партесное пение, география. К концу века в программе обучения еще появились новые языки (французский, немецкий), черчение, природоведение, церковная и гражданская история России.

Всех учеников в классе разделяли на два отделения: первое (лучшие по успехам) и второе (худшие). А по итогам года по успехам разделяли на три разряда в конечном итоге закончившие училище по первым двум разрядам получали право поступать в семинарию без экзаменов. Такое же разделение было и в самой семинарии. Окончив училище в возрасте 16-17 лет, молодой человек мог и не продолжать дальнейшего своего образования, но тогда лучшее, чего он мог достигнуть в своей карьере это быть каким-нибудь писарем на светской службе, учителем в начальной школе или диаконом (при достижении определенного возраста) на духовном поприще. Всего в епархии теперь было четыре духовных училища: два Тамбовских, Шацкое и Липецкое.

Таким образом уже к середине XIX века в Тамбовской епархии была сформирована система духовного образования и каких-то существенных изменений она не претерпела вплоть до революции, когда необходимость в ней отпала за ненадобностью. С самого начала стояла задача создания корпоративной школы, где готовились бы хорошие кадры духовенства, и в тоже время давалось бы и светское образование. В конечном итоге попытка сочетать несочетаемое, как говорится «в одном флаконе»: светское и духовное образование, подготовка священника и обучение тех, кто не хотел быть таковым, привели духовные школы к глубочайшему кризису, который так и не был окончательно разрешен. Сама идея корпоративной школы многим теперь казалась нелепостью. Но с другой стороны семинария и духовные училища, продолжали оставаться для многочисленного духовного сословия единственной возможность получить хорошее и дешевое образование. В начале XX века по поводу устройства духовных школ развернулась острая дискуссия: предлагалось отделить светский элемент и выделить специальные пастырские школы для тех, кто желает связать свою судьбу с церковным служением. Для Тамбовской Духовной семинарии видимым воплощением этого кризиса стал бунт семинаристов 1905 г

На рубеже веков остро встал вопрос о повышении квалификации и переподготовке нижних членов причта псаломщиков и диаконов, выдвигалась идея сделать их истинными помощниками настоятеля-священника прежде всего в деле миссионерском и школьном? кроме того из-за оттока части выпускников семинарии на светскую службу пришлось лучших из причетников доучивать, чтобы посвятить их затем в сан священника. Для этих целей и была открыта в Тамбове миссионерско-псаломщицкая школа (в 1894 г.), преобразованная из певческой школы при архиерейском доме (создана в 1892 г.). С самого начала школа находилась под опекой Тамбовского Казанского Богородичного миссионерского братства, и корпус школы располагался рядом со зданием, в котором размещалось Братство. Преподавали в школе педагоги из семинарии, курс обучения длился три года, по окончании следовал экзамен и выдавалось свидетельство. Сделать школу кузницей миссионерских и просветительских кадров так и не удалось, она скорее стала курсами для тех псаломщиков, которые желали стать диаконами, и для диаконов желающих стать священниками. А также хорошей возможностью для крестьян выпускников двухклассных церковно-приходских школ, окончив школу служить в церкви в качестве псаломщиков или диаконов.

Мы видим, что система духовного образования в России всегда мыслилась как специальная для определенного круга лиц, наследственно из рода в род занимающегося одним делом — служением Церкви в священном сане. Она так выпестывалась, в таком же духе реформировалась и преобразовывалась и только после того как сдвиги в русском обществе невозможно было не заметить пришла мысль, что возможно нужно как-то по другому устроить духовные школы.

Такой же мыслью о корпоративной школе, но уже для девиц духовного звания, было одержимо наше царское правительство с 1843 г. относительно дочерей духовенства. Мысль это так и формулировалась: «Подготовить супругов служителей Алтаря Господня». Для этого предлагалось на местах организовывать епархиальные женские училища, естественно за счет самого духовенства. Мысль эта, активно проводимая епископом Тамбовским Николаем (Доброхотовым) поначалу не получила поддержки у тамбовского духовенства. Но усилия нескольких архиереев, целенаправленно проталкивающих эту идею в конечном итоге принесли результаты: в 1863 г. епископ Феофан (Говоров) освятил место на ул. Приютской, где было возведено здание Тамбовского Епархиального женского училища. В уставе Училища определялось три основные задачи, ставившиеся перед педагогическим коллективом при подготовке девиц: а) сделать из них достойных помощниц своих супругов, б) попечительных матерей, в) сведущих хозяек. Принимали в училище в возрасте 10-12 лет, учились 6 лет. До начала 70 гг. XIX века львиную долю учебного времени занимало обучение рукоделию, даже экзамены состояли из лотереи изделий воспитанниц. Собственно программа учебных предметов мало чем отличалась от программы церковно-приходских школ: Закон Божий, Св. Писание, церковная история, русский и славянский языки, краткая гражданская история, чистописание и рисование, церковное пение, домоводство. Фактически училище стало мастерской по обслуживанию тамбовской аристократии и духовенства. Однако с начала 70 -х с химерными идеями о воспитании «супруг служителей Алтаря» пришлось постепенно распрощаться. Сами дочери духовенства не желали для себя лишь одной стези, да и невозможно это было в стремительно изменяющемся мире. Кроме того, ко второй половине века возникла еще одна насущная проблема: понаоткрывали церковно-приходских школ, а учителей-то в них не хватало. Утопическая идея насчет того, что священники буду и служить и успешно школой заниматься провалилась, духовенство просто не могло справиться со столькими обязанностями, а надежда на то, что нижние члены причта станут надежными помощниками в школьном деле, также не оправдалась. Вот и пришлось задумываться о ином, помимо супружества, предназначении девиц духовного звания. Поэтому уже в 1868 г. стал внедряться новый устав училища, в котором было определено, что основная цель в подготовке воспитанниц, состоит в том чтобы они имели «право на звание домашних учительниц». Училище преобразовано из трехклассного (в каждом классе по 2 года), в шестиклассное (с 1886 г.). А в 1911 г. открыт дополнительный 7-й, так называемый, педагогический класс. Преобразилось училище и внешне в 1885-1886 гг. построено новое комфортное здание и к 1914 г. количество обучающихся в училище достигло 744 человека. Было также дополнительно открыто Шацкое Епархиальное женское училище. В программу были введены новые предметы: теория словесности, история русской литературы, геометрия, физика, дидактика, алгебра, природоведение, черчение, новые языки (французский и немецкий). Т. е. фактически в училище внедрен курс женской гимназии и теперь училище выпускало не только жен, но и хороших учительниц начальных школ.

Все духовно-учебные заведения были закрыты в 1918 г., история их была прервана, можно сказать, на самом интересном месте, когда начался очередной виток реформирования школ, в результате которого, возможно, удалось бы как-то изменить ситуацию в духовно-нравственной жизни русского общества.

Курс лекций по истории Тамбовской епархии, прочитанный в Тамбовской духовной семинарии в 2003-2006 гг. преподавателем О.Ю. Лёвиным.

Источники и литература:

1. Краткая записка о 1 ТДУ. ТЕВ. 1887. №5, №10, №11

2. Прот. Лебедев В. Историческая записка о Тамбовском Епархиальном женском училище за 50 лет его существования: 1863-1913 гг. Тамбов, 1914.