Меню Закрыть

7. Территориально-административное устройство Тамбовской епархии и органы епархиального управления XIX — нач. XXI вв.

В 1791 г вышел указ императрицы Екатерины Великой, чтобы в предварительном следствии по делам, где замешано духовенство, участвовали и депутаты от духовенства, для этого все епархии разделялись на депутатские округа, так чтобы в каждом округе были села одного уезда, и не менее 10. Так было положено начало новому административному делению епархий.

Исходя из логики указа Епископ Нижегородский Дамаскин просил перевести 38 церквей его епархии в другие и таким образом к Тамбовской епархии отошли церкви Пензенского наместничества: села Бекатовка, Лопуховка, Выставки, Сыреево, Петровка, Ребровка, Бадиково, Чирково, Ручим, Кенша, Перовка Знаменская, Малое Грибоедово Инсарской округи, сюда же Пестровка, Трескино, Долгоруково, Поленщино, Владыкино, Митятино, Бутурлино. В 1796 г. упразднена Пензенская губерния. Уезды Нижнеломовский, Верхнеломовский, Керенск, Чембар отошли к Тамбовской епархии. Но в 1799 г. учреждены Саратовская и Пензенская епархия с центром в Пензе. Нижнеломовский уезд вернулся в эту епархию. Тамбовский епископ стал называться Тамбовский и Шацкий (до этого был Тамбовский и Пензенский).

Теперь Тамбовская епархия состояла из следующих уездов с городами: Тамбовский (92 храма), Козловский (101 церковь), Борисоглебский (54 храма), Моршанский (93 храма), Темниковский (86 храмов), Кирсановский (69 храмов), Шацкий (138 храмов), Лебедянский (61 храм), Липецкий (79 храмов), Нижний Ломовский (102 храма), Елатьма без уезда (9 храмов), город Кадом (4 храма), город Спасск (1 храм), город Чембар (1 храм), город Усмань (4 храма), Верхний Ломов (4 храма), Керенск (5 храмов).

К Саратовской губернии отошли Пензенский уезд, Мокшанск, Сердобск, Кузнецк с уездом, Новохоперский округ, Вольский округ, Хвалынский округ, Петровский округ.
В Нижегородскую губернию отошли Краснослободск с уездом, города Наровчат и Троицк. К Рязанской губернии: Раненбург с уездом, Сапожок с уездом. И теперь титул Рязанского епископа звучал как Рязанский и Зарайский вместо прежнего Рязанский и Шацкий. Сарайский и Инсарский округа отошли в Казанскую епархию.

Такое деление епархии и расположение округов создавало массу неудобств, главное из которых — отношению к центру епархии. К примеру, село Коноплянка Кирсановского уезда числилось в Тамбовской губернии, однако до конца 1798 г. относилось к Рязанской епархии (до Рязани не менее 500 км), а вот село Буровщина того же уезда и вообще относилось к Астраханской епархии (1100 км.) и, наоборот, с. Гусиная Лапа Саратовской губернии входило в состав Тамбовской епархии. Т.е. границы епархии не совпадали с границами губернии и окончательно эти границы установились только в 1804 г., и они не менялись вплоть до 1927 г.

Следующая церковно-административная единица — округ. Трудно сейчас установить, сколько было округов в епархии в начале XIX в., однако мы знаем, что в 1831 г. число округов колебалось между 20–30. При неизбежном росте количества приходов росло и количество округов. В 1851 г. в Тамбовской епархии около 1000 приходов, через 57 лет, т.е. в 1911 г. 1175. таким образом, за такой большой срок вновь открытых приходов было сравнительно немного (открывалось в среднем три прихода в год). Но, несмотря на это количество округов, выросло (в 1911 г. их 59). Выросло количество приходов и в самих округах, теперь в каждом округе было от 19 до 28 приходов, вместо положенных 10–15.

Как правило, в больших уездах (Моршанский, Кирсановский, Тамбовский, Козловский) количество приходов в округах колебалось между 24 и 28 (но не ниже 20). В малых уездах, например в таких как Липецкий, состоящем всего из четырех округов, приходов было не больше 20 (и даже 14). Причем концентрация деревень в приходах также была неравной. В одни приходы входило иногда до 15 деревень, а в другие 1–2. Удаленность этих деревень от центра приходской жизни простиралась от 1 до 15 километров, что для тогдашнего времени при отсутствии хороших дорог и средств передвижения было достаточно большим расстоянием.

Сами храмы по округам епархии были распределены неравномерно. Ситуация при которой в приходе одной церкви находилось несколько деревень, а в приходе другой церкви расположенной буквально в 2–3 км не было ни одной, типична. Не случайно на протяжении всего столетия очень часты просьбы прихожан того или иного прихода перевести их в другой для них более удобный приход. На протяжении 1860–1870 гг. тамбовская духовная консистории рассматривала 2–3 подобные просьбы ежемесячно.

Самая мелкая единица в территориальном устройстве епархии — приход. Здесь мы будем говорить о приходе именно как об административной единице, не имея в виду его церковно-общественного значения. Для каждого прихода был определен штат духовенства. С 1831 г. он определялся так: 800 душ мужского пола на одного священника и диакона — это называлось одноштатным приходом, т.е. двухштатный приход это примерно 1600 душ мужского пола. Эта система практически не менялась на протяжении столетия, и что получалось? К примеру, в с. Бол. Талинка Тамбовского уезда 1645 д. м. п., и здесь двухштатный причт, а в с. Кривополянье того же уезда (в приходе еще и 4 деревни) 1764 человека, в с. Митрополье 1843 в этих селах по одному штату. Понятно, что при такой обширности и многолюдстве приходов священники просто не могли удовлетворить религиозные потребности своих прихожан в полной мере. И к концу века явно ощущалась необходимость открытия новых приходов и увеличения штата духовенства.

Но, несмотря на свои недостатки система территориального деления епархии до 1917 г. была устроена разумно и работала. Главное ее достоинство было в том, что территория епархии была организована как единое религиозное пространство, где осуществлялся контроль за населением или, иначе говоря, происходило воспитание народа в духе православной веры.

И надо сказать, что новое руководство страны, пришедшее к власти после октября 1917 г. прекрасно это понимало и начало целенаправленно разрушать эту систему, сначала путем обезглавливания епархий (аресты и ссылки епископов), а затем ликвидации самой мелкой единицы — приходов. Пытаясь противостоять такой политике еще в 1918 г. епископ Тамбовский Зиновий предложил объединить все тамбовские уезды в три группы, выделив из них самостоятельную епархию Тамбовскую (в нее входили Тамбовский, Моршанский, Козловский, Кирсановский и Борисоглебский уезды — управлял ими епископ Тамбовский и Козловский) и два полусамостоятельных викариатства Шацкое (Елатомский, Темниковский и Спасский уезды с резиденцией в с. Сасово) и Липецкое (Лебедянский, Усманский уезды с резиденцией в Липецке) Это решение утверждено Патриархом 28 ноября 1918 г. Несколько позже резиденцию Шацких епископов перенесли из Сасова в Шацк. В 20. — нач. 30-х гг XX в. реально существовали Моршанское, Козловское и Липецкое викариатства. Все они формально были викариями Тамбовской епархии, но на деле епископы их вполне самостоятельно решали все вопросы. Границы епархии в целом оставались неизменны вплоть до 1927 г., когда сама Тамбовская губерния перестала существовать и была разбита на несколько округов входящих в Центрально-Черноземную область с центром в г. Воронеж. С открытием в 1937 г. Тамбовской области, перестала существовать Тамбовская епархия (последний Тамбовский архиепископ Венедикт (Алентов) был как раз арестован в этом году и новых уже не назначали). В 30-х гг. началось массовое закрытие храмов и соответственно уничтожение приходов, к началу Великой Отечественной войны на территории области не было ни одного действующего храма.

Вновь епархия была открыта в 1943 г. в границах современной Тамбовской области. Первого епископа назначили на кафедру в 1944 г. В течение 40-60-х гг. епархия состояла из 4–7 округов, в них до середины 50-х гг. 49 приходов, в 60-х и вплоть до 1988 г. 37. Ныне епархия состоит из 145 приходов и делится на 9 округов. Конечно же, по сравнению с былым временем епархия была восстановлена в сильно урезанном виде. Из 13 уездных городов в наших приделах осталось только 3. Часть епархии отошла к Рязанской, Воронежской и Пензенской областям, часть к Мордовии, а из сильно расширенного Липецкого уезда возникла отдельная Липецкая епархия.

Как видно, устройство епархиального управления в XVII в. выглядело следующим образом: вся территория делилась на десятины (Козловская и Тамбовская), они в свою очередь на заказы, во главе которых стояли поповские старосты, избираемые на свою должность самим духовенством. Административно-распорядительная деятельность сосредотачивалась на поповском дворе, который располагался в Тамбове, т. е. за этим городом на протяжении всего времени до нового открытия епархии в 1758 г. сохранялся статус духовной столицы края. В первой половине XVIII в. распорядительные функции поповского двора перешли к духовному приказу, также расположенному в Тамбове.

Период с 1700 г. по 1917 г. в истории Русской Православной Церкви получил название Синодальный, так как в это время церковью управлял непосредственно император посредством церковного органа, называемого Святейший Синод. В состав Синода входило три постоянных члена — это митрополит Санкт-Петербургский, Московский и Киевский и несколько ежегодно меняемых епископа. Контроль за деятельностью Св. Синода государь осуществлял через обер-прокурора, назначаемого им из числа светских чиновников высшего ранга.

Всеми церковными делами в епархиях ведали епископы, осуществляли они свою деятельность посредством судебно-исполнительного органа, который назывался духовная консистория. Она состояла из присутствия, в которое епископом назначались священнослужители для вынесения суждений по разным делам, и канцелярии состоящей из чиновников назначаемых обер-прокурором. Возглавлял консисторскую канцелярию секретарь консистории, который также назначался обер-прокурором. Т. е епархиальное управление в это время строилось по аналогии с центральным.

Хочу заметить, что двум тамбовским архиереям приходилось налаживать работу консистории епископу Пахомию и епископу Феофилу, но и после них работа ее вызывала много нареканий со стороны духовенства, так протоирей В. Певницкий в конце XIX в. вспоминал: «Отец мой боялся консистории, как смертного греха, и избегал всячески лично бывать в ней. Если было какое-либо дело до консистории, то он лучше дойдет бывало до дома протоколиста консистории, который считался человеком «сходным», не жадным до большой взятки, даст ему два-три рубля, и он справится, о чем нужно.

В начале каждого года неизбежно было личное явление в консисторию для сдачи ведомостей и отчетности благочиннической. Тут приходилось испытать все мытарства: в архиерейской приемной у келейников и письмоводителя, — в канцелярии у сторожей и писцов консисторских. Все эти лица поздравляли отца благочинного с новым годом и жадно смотрели ему в глаза. Непременно надо всем давать и давать. Иначе не было ходу вперед. Отделавшись деньгой по рангу от мелких троглодит, нужно было подступать к крупным. К некоторым из них, например, секретарю, экспедиционному члену и столоначальнику, отец ходил на дом. Секретарю давал золотой, столоначальнику платил много более лично, и на весь стол члену по менее всех. Отец платил деньгами, гусями, индейками и утками, но его дарами довольны не были. Отец это видел, приходил домой крайне утомленный и физически и нравственно, но дать больше не мог, потому что истрачивал на эти расходы много своих кровных денег за недостатком обычных сборов на это с духовенства«.

До 60-х гг. XIX в. существовал еще такой промежуточный орган, между округом и консисторией, который назывался духовное правление. Потом правления были закрыты и их функции фактически стали выполнять городские благочинные.

Некоторые изменения стали происходить в управлении в конце 60-х гг.XIX в. когда начали собирать съезды духовенства окружные и общеепархиальные. Но если консистория исполняла функции судебно-исполнительные, то съезд был скорее органом совещательным, хотя проводился достаточно регулярно вплоть до 1918 г., когда впервые в истории епархии на тамбовскую кафедру был избран съездом (собором) епископ. Однако в каких-то вопросах, связанных непосредственно с духовенством (пенсии, изыскание средств на семинарию, училища, школы), архиереи всегда считались с мнением съезда. Для тамбовской епархии, где традиционно духовенство имело некоторые элементы административной самостоятельности, съезды стали очень эффективным и действенным органом, прежде всего в смысле корпоративной консолидации самого духовенства.

На уровне округа в это же время (т. е. с конца 60-х гг.XIX в.) функционировал так называемый благочиннический совет, который проводился белее мене регулярно и состоял из благочинного его помощника и духовника. В 1872 г. были определены Правила по которым работали Советы и они определяли круг их деятельности, который состоял из следующего: «разбор споров в причтах по поводу доходов, пользования церковной землей и строениями, решение жалоб не превышающих ущерб в 50 руб., личные оскорбления в причтах, маловажные проступки сцс против благочинного или благоповедения, изыскание средств к охране церковной собственности, представление Епархиальному начальству к награждению сцс и прихожан, попечение о вдовах и сиротах, доставление Епархиальному начальству сведений о крайней нужде заштатных сцс, доставление семинарскому Правлению сведений о нуждающихся воспитанниках, наблюдение, чтобы пособия от церквей и причтов для духовных училищ доставлялись по адресу, аттестация сцс по клировым ведомостям, заведование благочиннической библиотекой, учреждение эмиритальных касс„. Исполнение решений совета возлагается на благочинного. У недовольных решением Совета оставалось право аппеляции. Вознаграждение членов Совета возлагается на окружное духовенство.

В 1868 г. в Тамбовской епархии было учреждена должность епископа Козловского, викария Тамбовского епископа. В такой обширной епархии, нужен был помощник правящему епископу, однако в то время ни полномочия его, ни функции не были никак обозначены и после смерти первого Козловского епископа Иоанникия (Москвина) в 1869 г, викарии вплоть до 1904 г. не назначались. А в 1904 г. был четко обозначен круг полномочий викария, а именно: пенсионное обеспечение духовенства, хозяйственные дела духовных училищ, практически все, что касается ведения церковной документации (контроль за ведением исповедных, метрических, обыскных и приходно-расходных книг, выдача их приходам). По брачным делам следственное производство, разрешение браков по степени родства. В его же ведении находились дела связанные с псаломщиками, а также назначением просфорен во все церкви епархии.

После революции 1917 г. епархиальное управление претерпевает некоторые изменения. С 1918 г. вместо духовной консистории действует епархиальный совет. Нам сейчас сложно разобраться в том, какие у него были функции, но, скорее всего это был орган исполнительный и навряд ли судебный. С этих пор вся власть в епархии все больше сосредотачивается в руках епископа, что оправдывалось сложным положением в стране и условиями гражданской войны. Кроме того, начали существовать и параллельные административные структуры, связанные с раскольнической деятельность обновленцев (Временное церковное управление — ВЦУ), а затем григорианцев (Высший Временный церковный совет — ВВЦС). Собирались ли в это время съезды духовенства также сложно сказать, во всяком случае, нам письменно известно, что последний такой съезд был собран в 1918 г.

В 30-х гг. XX в. епархиальной управление, было уничтожено и начало восстанавливаться только после 1943 г. Причем мы знаем, что первоначально власть в епархии до назначения к нам правящего епископа была сосредоточена в руках епархиального совета, состоящего из нескольких маститых тамбовских протоиереев во главе с протоиереем Иоанном Леоферовым. Отец Леоферов, даже после назначения на кафедру архиепископа Луки, ходатайствовал перед Патриархом о присвоении епископу титула Тамбовский и Мичуринский (а он был назначен с титулом только Тамбовского). В Москве недоумевали, почему с таким ходатайством выступает городской благочинный.

Однако впоследствии все встало на свои места: во главе епархии стоял епископ, в его руках была сосредоточена вся полнота власти, при нем имелась канцелярия, которая в 40–50 гг. была канцелярией и епископа и управления, но затем приобрела статус отдельный, а роль канцелярии епископа стал брать на себя секретарь епископа. Однако у всех этих структур теперь были функции чисто исполнительные и делопроизводительные не более.

Каждый год собиралось Епархиальное Собрание, состоящее из духовенства, председателей исполнительных органов, бухгалтеров, председателей ревизионных комиссий. На собрании обычно заслушивался отчетный доклад правящего епископа, который подводил итоги года ушедшего и ставил задачи на новый. Периодически в течение года собирались собрания благочинных епархии, где уже решались вполне конкретные задачи.

В 40-60-х гг. XX в. раз в год проводились духовнические совещания, так как тогда была традиция назначать духовника в каждом округе. Однако в последующее время надобность в подобных совещаниях отпала, потому что для духовенства епархии решили учредить должность одного единственного духовника на всю епархию, который принимал исповедь у духовенства и о проделанной работе просто отчитывался перед архиереем.

С начала 90-х гг. управление епархией выглядело следующим образом: во главе Епископ, далее исполнительно-хозяйственный орган и одновременно канцелярия епископа под названием Епархиальное управление. Совещательные органы: собрание благочинных и епархиальное собрание, созываемое раз в год. С этого же времени внутри Епархиального управления стали создаваться отделы. Сначала это были отделы образования и катехизации, миссионерский, благотворительности, по работе с военными и заключенными затем присоединился молодежный, по связям с приходами, информационно-издательский, историко-архивный, правовой, архитектурно-строительный. В последние годы функции миссионерского и благотворительного отдела стал выполнять отдел образования и катехизации.

С возрождения епархии в 1943 г. особое место в системе епархиального управления занимала должность епархиального Секретаря. Должность эту обычно исправляли люди находящиеся в священном сане, в их обязанности входило осуществление контроля и надзора за исполнением архиерейских распоряжений, ведение текущей документации, связь с общественностью и приходами и некоторые другие. Однако последние пять лет как таковой должности епархиального Секретаря не существует. Его функции распределились между референтами архиерея, руководителем епархиальной канцелярией, руководителем отдела по связям с приходами и информационно-издательским отделом.

Курс лекций по истории Тамбовской епархии, прочитанный в Тамбовской духовной семинарии в 2003-2006 гг. преподавателем О.Ю. Лёвиным

Источники и литература:
Покровский И. Тамбовская епархия и ее пределы. ТЕВ. 1896. № 34.
Записки протоиерей В. Певницкого. Русская старина. М., 1905 г. т. CXXIII, Июль-Сентябрь.
ТЕВ. 1890. №22 с. 542