Меню Закрыть

Борьба за церковь в Рассказове

1 мая 1925 г.
В Тамбовское Управление Умилиции.
Президиума Общеприходского собрания православно-верующих Иоанно-Богословской церкви села Рассказова
Заявление.
1925 — года, апреля 12-го дня, с разрешения Умилиции 11/IV — с. г. № 6027, в Богословской церкви с. Рассказова состоялось общее собрание прихожан в количестве более 400 человек фабричных рабочих. На это собрании выяснилось, что группа местных староцерковников (т.е. тихоновцы) получила в свое пользование старую церковь, находящуюся рядом с Богословскою церковью в одной церковной ограде, путем обмана, именно: в группу староцерковников записаны лица, (в некоторой части) мастеровые и чернорабочие, а в действительности за этою т. е. буржуазною 20-кою, укрываются все наиболее видные торговцы, кулаки и буржуи, которые в 1923 — году хлопотали об регистрации тихоновской 20-ки, но в виду политической неблагонадежности получили отказ, именно: Толстов Феодор, Власов Максим, (быв. старшина), Зимарин, Поздняков Василий, Осколков Семен и другие. Все эти лица в группе староцерковников не состоят, а между тем являются хозяевами старой церкви и в качестве представителей группы староцерковников, пришли даже на общеприходское собрание 12 апреля, на каковом собрании с большим финанизмом отстаивали интересы 20-ки староцерковников, в каковой членами они не состояли.

Преступный обман и заблуждение в которые была введена Центр. Сов. Власть со стороны Рассказовских староцерковников, здесь очевидны. Добившись путем обмана церкви, группа староцерковников делает эту церковь орудием классовой борьбы. Группа староцерковников ведет упорную злостную агитацию против фабричных рабочих, которые не разделяют их религиозно-политических заблуждений. За то, что рабочие ходят в обновленческий Богословский храм, староцерковники называют их «Красной Церковью», истолковывая этот термин, как ничто страшнозазорное и преступное.

В качестве служителей культа староцерковники пригласили лиц известных по контрреволюционным выступлениям и богатых тюремным стажем; эти кулацкие наемники, вопреки запрещению общеприходского собрания, ходят по домам прихожан и рабочих обновленцев, вменяя им в вину, то, что они не поддерживают монархические вожделения торгово-кулацкого класса и лойяльно относятся к Советской Власти. Во всех указанных действиях группы староцерковников ясно виден систематический план: использовать церковь, как средство борьбы с Соввластью.

Помимо политически преступного направления группы староцерковников, агитация, раздор и вражда, которые эта группа ведет, возбуждает и подогревает среди населения, зловредно отражается на продуктивности фабричной работы. В виду этого фабричные рабочие на собрании 12-го апреля 1925 года, признали таковое поведение группы староцерковников и самую эту староцерковную организацию советшенно не терпимым вообще и особенно недопустимым в с. Рассказове — крупном пункте с рабочим населением и потому постановили просить Сов. Власть: изъять старую церковь из пользования староцерковников и передать ее, как и прежде было, в пользование рабочих, объединявшихся около обновленческого храма и самую эту группу староцерковников (тихоновцев), как политически преступную организацию, саботирующую классовую борьбу, совершенно аннулировать, раз навсегда в нашем рабочем пункте.

Так как протокол общего собрания настоящим просит Управление Умилиции без замедления, в срочном порядке, привести в исполнение постановление фабричных рабочих. Если же настоящее наше ходатайство не подлежит компетенции УИКа, то просим выдать нам копию протокола с соответствующей резолюцией УИКа, дабы весь этот материал через особую делегацию рабочих, представить на рассмотрение и решение Высшей Центральной Советской Власти.
Председатель Шубин, Члены (подписи неразб.), За Секретаря Никифоров.
ГАТО Ф. Р-425. Оп. 1. Д. 190. Л. 91

30 июня 1925 г.
Тамбовской Умилиции
…Рассказовский Волисполком сообщает, что никаких контрреволюционных выступлений, как с той, так и с другой стороны не наблюдалось, а основано заявление — прим. сост.) на вражде между попами, которым хочется отбить друг у друга доход, а потому Волисполком, считая вопрос по этому делу исчерпанным, с своей стороны просит дать как тем, так и другим строгий наказ, в рамках которого они должны держаться и тем самым не будут возбуждать массы.
Предвик Черкашин.
Секретарь Михемкин.
ГАТО Ф. Р-425. Оп. 1. Д. 190. Л. 91

См. также:  Церковь под пролеткульт | Церковь под зернохранилище | Борьба за храмы в Козловском уезде |