Меню Закрыть

Циркуляр по вопросу об отделении церкви от государства

Копия с копии.

Центроизвестия от 5 февраля 1919 года № 26.

Циркуляр по вопросу об отделении церкви от государства.

По последним сообщениям с мест обнаруживается, что не все работники на местах правильно понимают задачи Советской власти в деле отделения церкви от государства. В виду этого 8 отдел разъясняет:
1/ Здания специально предназначенные для религиозных и обрядовых целей /как-то: приходские, монастырские, кладбищенские храмы, часовни, каплицы, синагоги и т.д./ надлежит передавать группам граждан, заключившим соглашение с местными совдепами об их использовании. Закрытию и использованию в других целях эти здания подлежат только в тех случаях: 1/ если не окажется граждан, желающих взять эти здания в пользование на условиях, изложенных в п.п. 5-8 инструкции Народного Комиссариата Юстиции или 2/ если в силу нужды в соответствующем помещении для общеполезных целей местный совдеп, отвечая запросу трудящихся масс /лучше всего на пленарном заседании/ постановит соответствующее решение.
Примечание 1. При закрытии богослужебных зданий в первом случае должны быть в точности соблюдены требования, указанные в п.п. 11-14 той же инструкции.

Примечание 2. Часовни могут быть передаваемы как группам граждан, уже заключившим соглашение с местным совдепом о пользовании для обрядовых целей тем или иным правом, так и самостоятельным группам.
2/ По составлении описи богослужебных предметов, предметы эти вне зависимости от материала из которого они изготовлены, надлежит передавать группам граждан, уже заключившим соглашение с местным совдепом о пользовании ими. При составлении описей и передаче на основании инструкции богослужебного имущества группам граждан совершенно недопустимо отобрание церковных облачений, мантий, платков с престола, орлецов, других ковров и проч. богослужебных предметов и употребление их для революционных целей: перешивание их на флаги и т.п./; недопустимо также снятие серебряных риз и украшений с икон, крестов, евангелий и престолов.

Все эти действия во-первых совершенно неправомерны, т.к. никакого общего распоряжения об изъятии из храмов предметов культа, хотя бы и сделанных из драгоценных металлов, до сих пор не было издано и во вторых нецелесообразно, т.к. затрагивает религиозное чувство части граждан и кроме того разрушают и обезценивают сами предметы и часто уничтожают их художественное значение. Употребление же их для революционных эмблем: флагов, знамен и т.п. лишено внутреннего смысла.

Примечание. Отдельные предметы, представляющие собою ценность с точки зрения исторической, художественной или иной, местным совдепом по соглашению с Комиссариатом Просвещения могут передаваться в хранилище Советской Республики.

3/ Аресты и обыски служителей культов, уличенных в контр-революционном заговоре во время совершения богослужения должны быть допускаемы только в случаях крайней на то необходимости.

4/ При обысках в храмах и в особенности в алтарях храма необходимо приглашать представителя данного религиозного культа, соблюдать корректное отношение к религиозным чувствам сторонников данной религии, поэтому представителям власти следует всецело избегать при отправлении их служебных обязанностей во время обысков и выемок и т.п. каких бы то ни было действий, не вызываемых необходимостью и могущих казаться оскорбительными для того или иного культа.

5/ При удалении икон из общественных мест не коим образом не следует делать из этого антирелигиозной демонстрации. Вовсе не требуется, чтобы удаление это производилось в часы занятий в данном учреждении и присутствии публики, ибо подобное демонстративное удаление икон и проч., а тем более как это имело кое где место, сопровождаемое совершенно ненужными выпадами против того или иного культа, создает лишь ложное представление в глазах населения о способах борьбы Советской власти с народными предрассудками. Иконы и проч. предметы религиозного культа из общественных мест рекомендуется передавать для хранения в храмах и часовнях группам граждан, заключившим соглашение с местным совдепом о пользовании тем или другим зданием, или в музеи и особые хранилища Советской республики.

6/ При уплотнении и выселении из монастырей и государственных зданий ранее принадлежавших церкви, ни коим образом не следует давать проявляться в действиях агентов власти чувству гнева и презрения к вековому пособнику всякой эксплоатации, каким являлось в истории всякое духовенство; в целом необходимо безусловно избегать всякого не приличествующего рабочей власти отношения к отдельным личностям, хотя бы сколько-нибудь похожего на издевательство.

7/ Главным образом совершенно неправильно применять в виде особой (кары? — сост.) принудительное привлечение служителей культов к трудовой повинности в виде очищения улиц и базарных площадей и других черных работ. Появление на многолюдных площадях и улицах служителя какого-либо культа в его специальном костюме на принудительных черных работах вызовет лишь совершенно ненужное озлобление не только сторонников его религии и в результате даст лишь повод изображать таких служителей культов в виде каких-то мучеников за идею; кроме того, такое извращение идеи о трудовой повинности прямо противоречит декрету Совета Народных Комиссаров от 10 декабря с/г.

8/ В среде монастырского населения следует делать различие между трудовыми элементами /рабочий элемент в монастырях/ и теми, которые эксплоатировали их религиозность, и не лишать эти трудовые элементы возможности на общих для всех граждан основанияхпользоваться правами, представляемыми им законами Советской Республики о земле, о социальном обеспечении и т.д. Само собою разумеется, что Земельно-Жилищные Отдел местных Совдепов при наделении таких элементов землею и инвентарем и проч. и обеспечении их квартирным довольствием должны руководствоваться нормами, принятыми в данной местности для земельных и жилищных наделов.

9/ Совдепам необходимо озаботиться, чтобы большие общежительные корпуса монастырские не пустовали, а были использованы наиболее рациональным способом /устройство яслей, пролетарских квартир, учреждений здравоохранения, социального обеспечения и др. обществ. учреждений/.

10/ Губернские Исполкомы через Земельные Отделы должны озваботиться, чтобы национализация Волостными Совдепами монастырей с образцовыми хозяйствами происходила на тех же основаниях, как вообще национализация образцовых садов, имений и пр., путем передачи их со всем их оборудованием / молочными фермами, скотными дворами, заводами, квасоварнями, мастерскими, больницами, гостиницами и проч./, соотвтетствующим организациям /Коммуны/ без разрушения их целостного хозяйственного значения.

11/ В применении репрессий по отношению к духовенству кое где на местах были случаи, когда Совдепы практиковали пожизненную административную ссылку в монастыри или пожизненную же высылку из пределов губернии. Отдел считает необходимым разъяснить, что пересылка контр-революционного духовенства из одной губернии в другую, с точки зрения обезвреживания этих элементов, не достигает цели, наделяя ими соседнюю губернию, с точки зрения наказания ссылка, а тем более пожизненная, недопустима, ибо не соответствует революционному сознанию и не предусмотрена в числе наказаний ни одним декретов Советского Правительства.

12/ В качестве репрессивной меры по отношению к служителям культов некоторыми совдепами применяется абсолютное запрещение в храмах какой бы то ни было проповеди на чисто религиозные темы. Мера эта явно противозаконна и не достигает цели. Необходимо помнить, что с религиозными предрассудками и темнотой народных суеверий следует бороться не столько карами и репрессиями, сколько хорошей школой, пропагандой коммунизма и организацией хозяйства на коммунистических началах.

13. Некоторыми представителями власти на местах запрещаются вообще какие-либо собрания граждан сторонников данной религии, посвященные выяснению хозяйственных или вероисповедных нужд. Такие общие запрещения, если они не вызываются условиями данного момента и конкретной опасностью подобных собраний в контр-революционном отношении, являются незаконными.

14/ Незаконным является и запрещение группе граждан, заключившей соглашение с местным совдепом, производить добровольные сборы-складчины на приобретение предметов религиозного культа, на содержание своих служителей культа, сторожей, на покупку дров и на приобретение различных предметов хозяйственного обихода для нужд своего храма. Конечно, принудительное взыскание таких сборов, хотя бы под страхом только церковных кар, недопустимо.

15/ С отделением церкви от государства и введением в пределах Советской Республики гражданского брака и гражданского развода, так называемый церковный брак является лишь известной религиозной церемонией частного характера. Поэтому предъявление служителям культов требования о венчании граждан, расторгнувших церковный брак в порядке только гражданском и применение репрессий при их отказе венчать — неправильно, являясь вторжением гражданской власти во внутреннюю жизнь религиозных культов. Такое требование не соответствует даже самому принципу отделения церкви от государства и вместе с тем является как бы косвенным признанием со стороны Советской власти, так называемого церковного брака.

16/ В некоторых местах представители Совдепов, на ряду с метрическими книгами, производят отобрание у служителей культов книг, так называемых брачных обысков, в которых излагаются сведения о вступивших в брак, применительно к «каноническим» основаниям данного религиозного культа. Само собой разумеется, книги эти не относятся к числу метрических и отобранию не подлежат.

17/ С изъятием у служителей культов метрических книг, представителям данного исповедания должна быть предоставлена полная возможность вести как угодно свои книги с записями в них о совершении тех или иных религиозных обрядов. 8-й отдел вновь предлагает к точному руководству местных совдепов правило, иложенное в п. 27 инструкции Народного Комиссариата Юстиции, коим после изъятия книг служителям культов предоставляется право при желании снять нужные им копии с книг.

Подписал Народный Комиссар Юстиции Курский. Верно Делопроизводитель.
С копией сверял Делопроизводитель подпись
ГАТО Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 88. Лл. 26-27 об.