Меню Закрыть

Да внутри острога построена церковь…

Марина Климкова. Тамбовская жизнь, 2009, 7 апр.

Знаменская церковь, возведенная в 1637 году в остроге Тамбовской крепости, была вторым по древности храмом в городе после Спасо-Преображенского собора. Ее судьба напоминает историю многих других церквей: сначала их возводили из дерева, потом они ветшали (или горели во время пожаров) и возобновлялись примерно на прежнем месте. В документах с большой долей условности писали: «Храм построен на месте старого».

Гостиный двор и Знаменская церковь. Фото нач. XX в.

Гостиный двор и Знаменская церковь. Фото нач. XX в.

Из грамоты 1638 года узнаем, что деревянную Знаменскую церковь возвели «дельцы» Черниевой казацкой пустыни, которые, согласно царскому указу, были привлечены к строительству Тамбовской крепости. Они срубили и поставили две кремлевские башни и раскаты для пушек, а также выкопали оборонительные рвы около кремля и острога. В Тамбове они работали вахтовым методом, меняясь через месяц бригадами по 25 человек. За свой труд каждый строитель получил по 4 рубля и больше.

В описи крепостных строений 1659 года говорится: «Да внутри острога построена церковь Знамения Пречистыя Богородицы с приделы, а что у той церкви образов, и книг, и риз, и всякой церковной утвари, и колоколов… — тому роспись… у знаменского попа Григория». Судя по описанию, церковное здание имело приделы и, значит, было немаленьким. По упоминанию о колоколах следует сделать вывод, что в его архитектурный комплекс входила звонница (колокольни получили распространение лишь в конце XVII века).

Знаменская церковь (вдали на фоне Казанского монастыря и Тамбовской духовной семинарии.

Знаменская церковь
(вдали на фоне Казанского монастыря и Тамбовской духовной семинарии)

Более точное местоположение храма можно определить по плану начала XVIII столетия, хранящемуся в военно-историческом архиве в Москве. Церковное здание на нем изображено в центре острога — на месте пересечения современных улиц Советской и Октябрьской. Впоследствии улица, идущая с запада, мимо церкви к кремлю, получила название Знаменской (ныне Октябрьская). Во время строительства крепости и позднее здесь располагалась Казачья слобода, населенная 250 пешими казаками, которые несли посуточную службу на караулах. На их средства, по-видимому, и содержалась приходская церковь, а за ее алтарями, с восточной стороны, по традиции, сформировался погост, где хоронили прихожан и защитников города. С западной части (от церкви до острожных стен) располагалась торговая площадь, а южнее — казачьи усадьбы. Со временем Казачья слобода была переименована в Стрелецкую, что свидетельствовало о появлении в Тамбове более надежных регулярных войск.

1670–1671 годы выдались особенно тяжелыми для крепости. Летопись сообщает, что в то время ее осадили отряды Стеньки Разина: «…приходили от него воровские казаки от града Шацкого и обступили град, месяца ноямбрия в 9-й день, и стояли около града до месяца февраля, и… пало трупов служилых людей и их казаков, и изменников многое число». «Неизвестно, — рассуждал историк П. Н. Черменский, — был ли взят Тамбов восставшими крестьянами, но он… пострадал значительно. Это видно из описания города от 1678 года, когда в нем строили снова церковь Знамения, так как „прежнюю церковь“… сожгли воровские люди в бунт 1671 года».

После Пугачевского восстания, коснувшегося Тамбовского края, в 1775 году в провинциальных городах стали наводить порядок, в том числе, меняя планировку. В 1781 году императрица Екатерина II утвердила регулярный план Тамбова, на котором обозначена Знаменская церковь. В то время опасность нападений с востока миновала, фортификационные сооружения крепости исчезли, а новое здание Знаменского храма расположилось за пределами бывшего острога, за острожным рвом. Кладбище первоначальной церкви приходило в запустение.

План, утвержденный Екатериной II, был призван упорядочить городское пространство, ранее ориентированное на кремль и Соборную площадь. Он должен был придать городской среде единство с четким делением на прямоугольные кварталы и прямыми улицами.

Воплотить в жизнь проект эпохи Просвещения выпало на долю наместника Г. Р. Державина, который привлек к этому делу своего друга — столичного архитектора Н. А. Львова. С присущей для поэта-преобразователя энергией он начал превращать Тамбов в мини-Петербург и уже к концу XVIII века на углу улицы Знаменской появились два добротных дома с классическими фасадами, обращенными на площадь, где когда-то был Знаменский погост (часть его территории оказалась под Дворцовой улицей — ныне Советской).

Сознание человека так устроено, что он почти полностью сосредоточен на своей жизни и на событиях, происходящих вокруг него, а прошлое, даже относительно недавнее, воспринимается абстрактно, как дела «давно минувших дней». Именно так произошло с первой Знаменской церковью и ее погостом, которые были навсегда забыты, а их места застроены.

К концу XIX века в обществе стал усиливаться интерес к прошлому. Историк И. И. Дубасов сообщает: «Суровость наших праотцев подтверждается… срав¬нительно недавними (в начале 60-х годов) раскопками, …произведенными в Тамбове во время постройки здания губернской почтовой конторы. На месте этого здания рабочие нашли несколько черепов со свинцовою массою в полости рта…». Факт этих страшных находок мог объясняться располагавшимся когда-то поблизости (внутри кремля) тюремным острогом, а пристройка к зданию почты появилась как раз на месте кремлевского оборонительного рва. Краеведы знают, что в конце 1960-х годов захоронения были обнаружены и при постройке кафе «Золотой улей» на углу городского сада, в чем ныне убедились строители подземного перехода.

Дореволюционные фотографии донесли до нас облик последнего по времени Знаменского храма, стоявшего чуть западнее того места, где мы привыкли видеть гостиницу «Театральную» (перекресток улиц К. Маркса и Октябрьской). В справочной книге по Тамбовской епархии от 1876 года о ней говорится: «Построена в 1791 г. тщанием прихожан, каменная с таковою же колокольнею, приделов в ней два — во имя преподобного Сергия Радонежского… и Сретения Господня».