Меню Закрыть

Из информационного отчета Борисоглебского укома за апрель-июнь 1925 г.

Отчеты Борисоглебского укома. 1925 г.

Из информационного отчета Борисоглебского укома за апрель-июнь 1925 г.
10. Церковные дела.
В течении истекшего квартала раздоры между тихоновцами и обновленцами продолжались без заметного перевеса в ту или иную сторону. Раздоры эти ярко выявились при проведении ряда молебствий о дожде.
Так как в результате молебствия дожди все-таки не пошли, это дало повод тихоновцам обвинить последователей обновленческого движения, как виновников бездождия, благодаря их отколу от проваславной (тихоновской) церкви, в стоящей засушливой погоде. В отношении сектанского движения ничего заслуживающего особого внимания не произошло.

Как уже сказано первые 2 месяца (засушливые) были отмечены массой молебствий о дожде.
Количество участников молебствий нельзя назвать большим (как пример — молебствия в с.Жержевке, где принимало участие около 200 человек, тогда как до революции доходило до 6000 человек).
Участники молебствий в большинстве пожилые, часть девушки еще находящиеся под влиянием стариков.
После прошедших дождей количество молебствий пошло на убыль и к концу квартала они незаметны.
Других массовых религиозных движений среди крестьянства не наблюдается. Была правда, попытка со стороны группы верующих отслужить молебен у закрытого в прошлом году «чудотворного» Шапкинского колодца и один случай обновления 2 икон но как тот, так и другой заметного влияния на религиозные чувства крестьян не оказали.
Борьба между «тихоновцами» и «обновленцами» продолжалась и в течении истекшего периода, с перевесом на стороне первых. Особенно остро эта борьба проявилась в городе против епископа — обновленца, как местного руководителя этого направления.

Более сильные количественно и пользующиеся поддержкой известной крепкой части сельского населения «тихоновцы» всячески (пропуск в тексте) священники-обновленцы, но такие попытки встречали иногда отпор самих прихожан (Большая Грибановка, Прудки).
Все же, несмотря на открытую враждебность «тихоновцев» и недовольное отношение большей части прихожан — «обновленческое» движение не замирает.
В уезде имелось до 40 сектанских общин с числом членов — до 16 лет — 2100 человек. Более многочисленные секты: баптисты — 1239 чел.; молокан — 504 чел. и постников — 263 чел., остальные мелкие.
Данных, говорящих об отрицательном отношении сектантов к партии и соввласти, о ведении ими какой либо агитации и вообще о недовольстве в их среде уком не имеет.
Возникновение религиозных течений в крестьянстве за истекший период не отмечено.

Л.106.
Наоборот имеются данные, говорящие о том, что интересы своего хозяйства для крестьянства сейчас стали гораздо более близки, чем требования религии. Крестьянство начинает не соблюдать церковных праздников, все свое время уделяя работам в поле и игнорируя раньше весьма распростроненное в деревне мнение, что «в праздник работать грех».

ЦДНИТО Ф. 840.Оп. 1. Д. 2745. Лл. 18, 106