Меню Закрыть

Кладбищенская «война»

Автор: Олег Лёвин

Всякий город растет в две стороны: расширяясь за счет живых и сокращаясь за счет мертвых. Видимое подтверждение этого – кладбища, которые чем больше город, тем и они крупнее. Если нанести на карту города все бывшие в нем захоронения то получится, что во многих местах город живых стоит на костях мертвых. Судите сами: в старое время вокруг приходских церквей были захоронения (так было почти до конца XVIII в.), а значит погосты находились рядом со Знаменской, Варваринской, Архангельской, Троицкой, Покровской, Рождества Богородицы, Богоявленской, Архидиаконо-Стефаниевской церквами. Ныне эти места густо застроены.

Со временем под захоронения стали отводить участки за чертой города. В XIX веке в Тамбове было три кладбища: Успенское, Воздвиженское и Петропавловское. К концу века на Успенском уже почти не погребали, да и сами кладбища стали приобретать определенный статус: Успенское для богачей и людей позажиточней, Петропавловское для бедняков. Как будто в мире мертвых имело значение материальное состояние человека, а впрочем, есть и определенный символизм в этом: из трех старых кладбищ до нашего времени не сохранилось только Успенское – оно теперь под Успенской площадью, но никто уже не может видеть тех роскошных надгробных памятников, которые некогда здесь были.

На каждом из этих кладбищ имелась кладбищенская церковь. Собственно и самих кладбищ происходили от названия церквей. И долгое время забота о захоронениях лежала на плечах священнослужителей. Так было до 1888 г., когда тамбовский губернатор Фредерикс А. А., присутствуя на погребении, какого-то значительного лица, на Успенском кладбище, обратил внимание на то, что на «кладбище могилы расположены в беспорядке, сор, находящийся на могилах и между оными не сметается, ветви деревьев растущих на могилах также не очищаются, ветхие надмогильные памятники не поправляются и не заменяются новыми, сторожа имеются в недостаточном количестве». Помимо этого по кладбищу свободно, как на пастбище разгуливали коровы, принадлежащие священнослужителям и одна из них, прямо в присутствии губернатора, оставила лепешку на могильном холмике. Его превосходительство указал на эти беспорядки епископу и тот сделал распоряжение упорядочить содержание кладбищ, поручив протоиерею И. Боголепову освидетельствовать все кладбища города. Протоиерей осмотрел кладбища, донес архиерею, что и на Воздвиженском непорядок, там в частности: «Каждый сам по себе избирает место для могилы своих покойников, вследствии чего площадь в округе церкви сплошь наполнена могилами, так как каждому непременно хочется схоронить своего покойника близ церкви, нередко вырываются из земли кости, или же ставят гроб на гроб».

Между тем за всеми этими попытками духовных властей как-то привести в порядок городские захоронения внимательно следили городские власти в лице городской Думы. Думцы видимо давно вынашивали планы перевести кладбища в городское ведения, понимая, что и мертвые могут приносить городу немалый доход. Думцы предлагали взимать плату за место на кладбище, но не нашли поддержки у кладбищенского духовенства. Реакция губернатора стала поводом для Тамбовской городской управы начать решительные действия по изъятию городских кладбищ из-под власти Церкви.

В 1892 г. по инициативе Думы была создана Комиссия по благоустройству городских кладбищ, куда вошли и представители духовенства (священник Архангельской церкви Стефан Любомудров). Результатом работы этой комиссии стало введение денежной таксы за место на кладбищах. Места эти были разбиты на 4 разряда: 1-й разряд – 15 рублей (месячная зарплата преподавателя семинарии), 2 – й разряд – 5 рублей, 3 – й разряд – 1 руб. (дневная зарплата рабочего на чугунно-литейном производстве в Тамбове – 80 коп.) и 4 – й разряд бесплатный, но по этому разряду хоронили по преимуществу на Петропавловском кладбище. Для городских властей это было небольшое, но все же достижение и первым шагом на пути к заветной цели.

В следующем 1893 году светской власти удалось одержать решительную победу над властью духовной: в ведение города перешло два кладбища Успенское и Петропавловское, Воздвиженское по-прежнему оставалось в ведение церковном. Но с этим городу можно было бы и смириться, потому что Успенское кладбище для богатеев, а Петропавловское самое большое, доход с них был значительный. Однако с таким положением вещей не могли, естественно, примириться власти духовные и началась длительная кладбищенская «война», длившаяся десятилетиями и окончательную точку в которой поставила только Октябрьская революция.

Епископ Тамбовский молил о защите Св. Синод и тот принял решение в пользу церкви, однако оно никак не повлияло на городские власти. Думцы выдвигали железный аргумент: после того, как кладбища перешли в распоряжение городских властей на них произошли заметные перемены: оба кладбища расчищены от деревьев и сора, разбиты дорожки и наняты сторожа. Кроме того возведена ограда вокруг Петропавловского кладбища.

Наступило временное перемирие. Но без «мелких стычек» не обходилось. Так в 1898 г. на Успенском кладбище были собраны старые ограды, всего 400 пудов, городские власти надеялись выгодно продать это железо, однако духовенство опередило их – неожиданно вывезло весь чугун в неизвестном направлении.

Но и у городской системы содержания кладбищ нашлись свои слабые стороны, которыми не замедлили воспользоваться духовенство. Этими слабыми сторонами стали сторожа, которые фактически были полноправными хозяевами на кладбищах и бессовестно пользовались своим положением, а также слишком высокая плата за место, абсолютно не устраивавшая горожан. Городская Дума согласилась, что эти недостатки имели место, но на ходатайство Св. Синод от 12 июня 1901 г. передать городские кладбища в непосредственное административное и хозяйственное ведение церковных причтов ответило отказом, однако вынуждено было пойти на компромисс: 11 ноября 1904 г. было заключено следующее соглашение с Тамбовской духовной консистории: плата за место будет поступать в кассу Думы, квитанция передается настоятелю кладбищенской церкви, который и будет отводить места для захоронений. Выбор и набор сторожей производит управа и настоятель, которому он и подчинялся. Все вопросы по кладбищу обсуждаются совместно, и настоятель входит в Комиссию по благоустройству кладбищ. Настоятель наблюдает за работниками, а управа их оплачивает. Копия приходно-расходных ведомостей передается настоятелю. Кроме того, снизжена почти в два раза плата за место. Это была победа и, хотя полностью кладбища в ведения Церкви так и не перешли, но в дальнейшем, духовенство делало очень много для того, чтобы привлечь к решению кладбищенских проблем не только городские власти, но и горожан.

В 1906 г. епископ Иннокентий по поводу Успенского кладбища писал губернатору: «Старое Успенское кладбище переполнено. Еще в 1898 г. свободных мест почти не было, ныне о допущении новых погребений не может быть и речи. У города остается только два кладбища Петропавловское и Воздвиженское, оба очень удаленные от центра. Для жителей тяготящих к Успенскому кладбищу, наиболее густо населенной части города, пользоваться этим кладбище очень затруднительно. Дорога к Воздвиженскому не замощена. Был выкуплен участок под Новое Успенское кладбище, но хоронить там запретили по санитарным соображениям, слишком близко к жилым домам». Благодаря этому ходатайству удалось к Успенскому кладбищу прирезать несколько десятин земли.

В том же 1906 г. стали создавать братства. Они открылись при всех трех кладбищенских церквах и одной из главных задач их как раз, и был уход за захоронениями. Успенскому братству городская Дума в 1907 г. на два года передало само кладбище, предоставив в распоряжение его половину сбора за место для могил.

Окончательную точку в споре духовных и светских властей по поводу принадлежности кладбищ поставила советская власть, полностью изъяв их из церковного ведомства, а впоследствии и разрушив все кладбищенские церкви. Но история кладбищенской «войны» очень показательна, ведь кладбище это сакральное пространство, где покоятся тела наших предков забота о которых священный долг Церкви. Задолго до Октябрьской революции началась десакрализация этого священного пространства с целью извлечения прибыли и результаты этих пагубных действий сказались уже тогда. В 1908 г. в отчете Успенского братства мы читаем: «На кладбище нередко совершались кражи иконок, венков, замков, лампад и других вещей». Ничто уже не было свято.

Война живых с мертвыми ведется и в наше время. Свежий пример: при строительстве подземного перехода на улице Советской был обнаружен древний Знаменский погост. Огромное количество захоронений наших предков, основателей и защитников города, не остановило строителей – переход по-прежнему строиться на костях Тамбовцев. А городские власти выступили приемниками своих предшественников, которые в советское время безжалостно разрушали кладбища: было принято решение собрать останки и перезахоронить их на Полынковском кладбище. Так и сделали. И теперь на Полынках, в месте, где погребают безродных, поставлен крест над безымянной могилой, в которой покоится прах основателей города.

Подробности: ГАТО. Ф. 17. Оп. 1. Д. 2337