Меню Закрыть

Преподобный Силуан Афонский

В формуляре Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне о нем говорится следующее: «Схимонах Силуан; мирское имя — Семен Иванович Антонов, крестьянин Тамбовской губернии, Лебедянского уезда, Шовской волости и села. Родился в 1866; на Афон приехал в 1892; в мантию пострижен в 1896; в схиму в 1911. Послушания проходил: на Мельнице, в Старом Нагорном Русике, в Экономии. Скончался 11/24 сентября 1938 г.»

От «родился» до «скончался» — все бедно, не о чем рассказать. Его жизнь осталась незамеченной для внешнего мира. А между тем старец Силуан — один из величайших святых XX века.

Однажды, когда Семену было года четыре, к ним в дом пришел книгоноша и, беседуя с отцом, убеждал его, что Христос не Бог и что вообще Бога нет. Мальчика Семена особенно поразили слова:

«Где Он, Бог-то?», и он подумал: «Когда вырасту большой, то по всей земле пойду искать Бога». Позже, когда Семен узнал о святой жизни Иоанна Сезеновского, о чудесах на его могиле, то подумал: «Если он — святой, то, значит, Бог с нами, и незачем мне ходить по всей земле искать Его». При этой мысли юное сердце загорелось любовью к Господу. Семен много молился с плачем, тогда же он ощутил в себе влечение к монашеству. Он даже просил отца отпустить его в монастырь, но отец категорически наказал закончить сначала военную службу.

Однако весьма скоро юноша, обладавший огромной физической силой, стал жить обычной жизнью, гулять с девками, пить водку и играть на гармонике. Но Господь снова напомнл ему о его избрании. Однажды, после нецеломудренно проведенного времени, Семен задремал и в состоянии легкого сна увидел, как внутрь него проникла через рот змея. Он ощутил сильнейшее омерзение и, проснувшись, ясно услышал: «Ты проглотил змею во сне и тебе противно; так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь». По глубокому убеждению старца, этот тихий и сладкий голос принадлежал Божией Матери. Семен ощутил глубокий стыд за прошлое и начал горячо каяться перед Богом. Решение уйти в монастырь вернулось к нему с умноженной силой. И на военной службе не забывал Семен о Боге. Армейские товарищи вспоминали: «Мы в трактире пьем водку и веселимся, а Семен умом на Афоне и на Страшном Суде».

После службы Семен становится послушником Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. В духовный подвиг он вводится многовековым укладом афонской монашеской жизни. Молитва в келии наедине, длительные богослужения в храме, посты и бдения, частая Исповедь и Причащение, труд и послушание… Уже на первом году монастырской жизни подвижник сподобился дара непрестанной Иисусовой молитвы. Моление за весь мир становится главным деланием монаха.

Однако молодому иноку не удалось сохранить дар непрестанной чистой молитвы. К нему стали приходить помыслы:

«Ты живешь свято, грехи тебе прощены, ты все делаешь хорошо». Тревога проникала в сердце послушника, но по неопытности он не понимал, что с ним происходит. Однажды келия Симеона наполнилась странным светом. «Прими, это благодать», — говорил помысел, и душа послушника смутилась. Потом ему открыто стали являться бесы, с которыми он по наивности разговаривал. Иногда они говорили: «Ты теперь — святой», а иногда: «Ты не спасешься». На вопрос Симеона — почему они говорят по-разному, бес насмешливо ответил: «А мы никогда правды не говорим». Мучительность демонических нападений все возрастала, и в душе молодого послушника росли страх гибели и отчаяние.

И вот однажды, когда Симеон в отчаянии подумал: «Бога умолить невозможно», Господь непостижимо явился ему — он увидел в храме у Царских врат живого Христа. Этот случай еще раз напоминает, что Бог являет Свою помощь тогда, когда человеку кажется, что спасение уже невозможно.

Через много лет после этого, когда подвижник был уже пострижен в схиму с именем Силуан, бесы в очередной раз не давали ему молиться. С болью в сердце монах стал взывать к Богу: «Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?» В его душе прозвучал ответ: «Гордые всегда так страдают от бесов». «Господи, — сказал Силуан, — научи меня, что я должен делать, чтобы смирилась моя душа». И снова в сердце он получил ответ: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».

Господь прямо указал иноку «серединный» путь: необходимость постоянного сокрушения о грехах, которое, вместе с тем, не должно доходить до гибельности отчаяния.

Заповеди Божии не были для старца Силуана какой-то отвлеченной теорией. Он очень живо чувствовал, как малейшее их нарушение отлучает человека от Бога. Старец всех любил и жалел, никто ни разу не слышал от него слова осуждения, со всеми он был приветлив. Сокрушался, «напрасно» убив муху: «Иной раз жалко и зеленый лист без нужды сорвать».

Быть с Богом — вот что было для него превыше всего. Однажды Силуану пришлось путешествовать по России на поезде. Сидевший рядом купец предложил папиросу, и в ответ на отказ стал говорить, как это хорошо и полезно. Тогда Силуан предложил: «Господин, прежде чем закурить, помолитесь, ну, хотя бы скажите один раз «Отче наш». Купец замялся: «Как-то не идет перед курением молиться!» «Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать», — подвел итог старец Силуан.

Подвижник вел очень строгий образ жизни — вкушал очень мало, спал урывками, по два-три часа в сутки и то полусидя, занимался тяжелым физическим трудом, но, может быть, самым его главным подвигом была горячая молитва за весь мир. На иконе Силуан изображен плачущим; в руках он держит свиток со словами: «Молю Тя, Милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли!»

Скончался схимонах Силуан 24 сентября 1938 г.