Меню Закрыть

Проблемы изучения жизнеописания священномученика Захарии (Лобова) (1865-1937), епископа Аксайского, архиепископа Воронежского

свмч. Захария Лобов

Изучение судеб новомучеников и исповедников земли Русской сейчас является и очень актуальным, и перспективным направлением истории Русской Православной Церкви. Но в первую очередь знание обстоятельств их земной жизни и подвига имеет значение для полноценного почитания всею полнотой Русской Православной Церкви. Особенно же почитание должно развиваться там, где теперь прославленные во святых новомученики имеют особенное небесное предстательство. Это те храмы, где когда-то служили эти святые, и те местности, где они родились, физически и духовно возрастали.

В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви по преставлению Алматинской епархии прославил архиепископа Захарию (Лобова) как священномученика для общецерковного почитания.

В 1923 г., по благословению Патриарха Тихона, будущий священномученик был рукоположен в епископа в г. Новочеркасске. На Дону он возглавил борьбу с обновленцами, по доносам которых 28 февраля 1924 г. был арестован и заключен в концлагерь на 2 года. Затем его выслали в Марийскую область на 3 года. В 1929 года архиепископ Захария возглавил управление Воронежской епархии. Служение шло в тяжелых условиях массовых репрессий. В 1935 г. арестовали и архиепископа Захарию на основании того, что архиепископ, по формулировке НКВД, ведёт антисоветскую агитацию, распространяет фашистские идеи, и убийство Секретаря ЦК и Ленобкома ВКП(б) тов. Кирова использует в контрреволюционных целях. В 1935 г. архиепископу Захарии исполнилось 70 лет. Он был уже стар и немощен. Суд приговорил архиепископа к 5 годам. Отбывать заключение его направили в Казахстан, в Карлаг. 14 сентября 1937 года, Особая Тройка при УНКВД СССР по Карагандинской области предъявила владыке Захарии новое обвинение и приговорила к расстрелу. 21 сентября 1937 года, в 24 часа, архиепископа Захарию (Лобова) расстреляли в Чурбай-Нуринском отделении Карлага.

Священномученик Захария особенно широко известен и почитается в Воронежской, Донской, Липецкой епархиях. В Донской митрополии реализуется проект Комиссии по канонизации святых «Священномученик Захария (Лобов) и другие пострадавшие в годы гонений на Дону», идет работа над книгой о святом Захарии.

В последнее время большой общественный резонанс имеет спор по поводу места рождения и происхождения святого Захарии (Лобова), архиепископа Воронежского и Задонского. Называются два места, в двух епархиях Русской Церкви. На Дону местом рождения святого часто указывают станицу Митякинскую, и говорят о казачьем происхождении св. Захарии, а в Воронежской епархии – слободу Петровка Павловского уезда. Но совершенно ясно, что в двух местах одновременно человек родиться не может. Двойные сведения не могут быть достоверными, – подсказывает нам логика.

На основе имеющихся публикаций [см., например: Никитин Д.Н. Захария // Православная энциклопедия. Т. 19. С. 690; Захария (Лобов Захар Петрович) – URL: http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPqJk9X6m** (Дата обращения: 20.02. 2012); Священномученик Захария, Архиепископ Воронежский (1929 – 1935) // Воронежские архипастыри. Вехи истории [Официальный сайт Воронежской епархии] – URL: http://www.vob.ru/eparchia/history/ierarxija/32_zaharija/zaharija.htm (Дата обращения: 20.02. 2012). Прославленные Святые. – Воронеж, 2003. Кн. 1. С. 218] можно представить себе основной путь новомученика, но все же некоторые важные детали его жизни остаются непроясненными.

Это обстоятельство побудило исследователей к поиску новых источников, которые пролили бы свет на эту запутанную ситуацию. Исследователь Ю.А. Бирюкова ссылается на клировые ведомости, а также на анкету из следственного дела св. Захарии, заполненную им собственноручно, в которых однозначно говориться о рождении святого в слободе Петровка Воронежской губернии и «иногороднем», то есть неказачьем его происхождении. Поставить точку в данном деле может обнаруженный нами документ.

По данным Павловского краеведческого музея Лобов Захар Петрович родился 23 марта 1865 года в слободе Петровка Павловского уезда Воронежской губернии в семье мелкого чиновника (губернского коллежского регистратора) Петра Федоровича и его супруги Александры Павловны Лобовых (оба — православного исповедания) и был крещён младенец был на следующий день, 24 марта, священником Иоанном Васильевичем Иконописцевым, настоятелем Петровской Свято-Духовской церкви и диаконом Павлом Димитриевым Крушкиным. Восприемниками были Иван Дмитриев Терещенков (дворовый человек) и Анна Иванова Голосская (крестьянка — собственница) и свидетелем крещения являлся Игнат Саенков [Метрическая запись № 25 метрической книги Павловского уезда за 1865 г.].

Другая проблема изучения жизни святого заключается в том, что в известных до сих пор публикациях утверждается, что будущий святой закончил Павловское духовное училище, но в имеющихся разрядных списках учеников училища Захара Лобова нет [См.: Списки учеников Павловского духовного училища // Воронежские епархиальные ведомости. 1875. № 16. С. 751 — 758; 1876. № 17. С. 749-759; 1877. № 15. С. 282-292; 1878. № 16. С. 327–337]. Возможно, он поступил в ПДУ, но не заканчивал его. Неизвестно, когда семья переехала в Тамбовскую губернию, но в 1880 году ученик II Тамбовского духовного училища Захар Лобов остается на повторительный курс обучения в III классе. Впоследствии, будущий святитель учился по II разряду, и в 1882 году поступил в Тамбовскую духовную семинарию, проучившись там полных 4 курса. В 1886 году по личному прошению, уволился из Тамбовской ДС [Списки учеников II Тамбовского духовного училища // Тамбовские епархиальные ведомости. 1880. № 14. С. 651; 1881. № 15. С. 534; 1882. № 14. С. 441. Списки студентов Тамбовской духовной семинарии // Тамбовские епархиальные ведомости. 1883. № 14. С. 460; 1885. № 14. С. 362; 1886. № 14. С. 392. Списки студентов Донской духовной семинарии // Донские епархиальные ведомости. 1887. № 14. С. 494].

И только с 5 курса мы видим, что святой учился в Донской духовной семинарии, окончив её по I разряду в 1888 г.

Конечно, новые открывшиеся факты нисколько не могут изменить нашу любовь и молитву к святому Захарии, и решительно ничего не меняют они в почитании святого, как на Дону, так и в Воронежской земле, где пройден им подвиг духовного делания и исповедания Христа перед богоборческой властью.

А.В. Губин,
г. Павловск Воронежской области,
студент Воронежской духовной семинарии.