Меню Закрыть

Рапорты благочинных Тамбовской губернии, 1909 год

Ф. 181. Оп. 1. Д. 2091

Рапорты благочинных Тамбовской губернии о состоянии церковных и благочиннических библиотек за 1908 г. и сведения о церковно-служителях за 1909 год.

Л. 1-1 об.

Ведомость № 2

о священно-церковно-служителях 3 Липецкого округа за 1909 год.

Объяснение к сей ведомости:

Священники 3 Липецкого округа все с полным семинарским образованием, но это образование мало прилагается к практической деятельности среди прихожан, а посему мало приметно влияние духовенства на духовно-нравственное преспеяние приходов. Служение и требы правятся духовенством аккуратно, потому что это его кормление, но если служение не обещает выгоды и не грозит наказанием со стороны начальства, то многие охотно оставляют службы. Так мне известен случай, что батюшка не стал служить 2 января в день памяти чтимого местного, да и всей Православной России О. Серафима Саровского и единственно потому что не ожидал из сей службы извлечь польщу. Усиленное движение сектанства подвигло Епархиальную власть (да и лучшее духовенство сознало это) сделать распоряжение служить торжественные вечерни с акафистом, собеседованиями и общим пением. И что же? На сей призыв откликнулось только из 24 иереев 3-4 священника, остальные продолжают опочивать мирным сном, считают это служение пустою затеей, не дающей карманной пользы. В прошлом году в своем приходе я служил акафисты по вечерам воскресных дней, читал жития Святых, объяснял молитвы, предлагал разного рода рассказы и народ толпами валил в храм, оставляя шинки и забавы; в настоящий год я служу в прежней церкви и там служу акафисты; товарищ мне мой в настоящем году не счелнужным доставить утешение жаждущему религиозно приходу. Духовенство всюду ищет гроша, без гроша ничего не хочет делать и рубль бежит от него. Народ ищет утешения на стороне, туда он охотно несет свою лепту (часто посещает Задонск). Нравственное состояние приходского духовенства пред прежними годами улучашается. Пьянство батюшек почти повывелось, пристрастие к картам еще кое где заметно. Для возвышения нравственности духовенства желательно было бы более близкое знакомство с нашими Архипастырями, которые своими советами и беседами могли бы

Л. 5-5 об.

нравственно воздействовать на него, преободрить его. В минувшем году иногда возникали между причтами не мирные отношения, вызванные сбивчивыми и не единообразными обычаями раздела добровольных даяний от прихожан; но эти шероховатости в отношениях удавалось улаживать домашними средствами.

Материальное обеспечение духовенства постепенно ухудшается. Ружной доход почти повсеместно упразднился, да и денежный время от времени сокращается. В лучших приходах священники получают — 600-800 руб., диаконы 300-500 руб., псаломщики 200-350. В средних — священники 400-60 руб., диаконы 200-400 и псаломщики 100-200 р. и в худших священники получают 300-500, псаломщики 75-150 руб. в год. Из 20 приходов обеспечены пособием от казны в обычном размере 7. Улучшить материальное положение духовенства при настоящих недородах и нравственно-религиозной деморализации народа может только казенное жалование и усиленная деятельность самого духовенства в приходской жизни.

В настояще время духовенство почти поголовно представляет из себя ремесленников религиозных треб, а не отцев и учителей своих духовных чад, поэтому и авторитет его ничтожен в глазах прихода. Я знаю одного батюшку, коему даже и дети не кланяются, а чем это вызвано? Невниманием самого священника к человеческому достоинству прихожан, он не только ни кому не отвечал поклонами, но оставлял неблагословленными протянутые для сего к нему руки и не по вражде или другой причине, а просто по какому то самодурству. Его кроме медного алтына ничто неинтересует ни храм, ни приход, ни иное что. Чего же путного ожидать от сей черствой души прихожанину.

Приходские советы, попечительство не склонны улучшать положение духовенства, а скорее стремятся к урезанию его прав и ухудшению экономического положения. Особое усердие в приходской деятельности за отчетный год проявили: а) Священник села Сошек о. Александр Смирнов. Он расположил прихожан и церковного старосту расширить храм, сделать его теплым, поновить предельные алтари. В пределах своего прихода он пользуется авторитетом, особенное усердие проявил в школьных занятиях по Закону Божию.

б) Священник с. Казинки Василий Лисицын, духовный следователь, совместно с старостой почетным гражданином Иваном Тацытовым обновил иконостас позолотою, украсил стены храма живописью. Проповедует слово Божие по воскресным дням, ведет общее пение за службами церковными. в) Священник с. Бутырок Павел Боголюбов. Расположил прихожан воздвигнуть роскошный каменный храм, сам строительное дело, выстроил каменную школу почти на свои средства, обнес храм каменною оградою, засадил ее обширным фруктовым садом, который со временем будет приносить значительный доход церкви.

Д) Священник села Головщины Иоанн Громогласов, депутат на общеЕпархиальных съездах. Строит храм на приходские средства. Первый откликнулся на призыв мой проповедовать приходу живое слово, служить акафисты и заводить общее пение. К этому бесхитростному батюшке с его усердным помощником причтом в вечернее время стекаются простецы и с умиленным сердцем изливат свою горести и радости пред Богом, — умиляются общим пением, назидваются поучительными рассказами и с благодарностью на устах своему причту возвращаются домой, в семью несут мир и назидание, а не крики неистового разгула.

Благочинный священник Иоанн Романовский.