Меню Закрыть

Слово архиепископа Кирилла в Кафедральном соборе 7-го марта 1917 года

Слово архиепископа Кирилла в Кафедральном соборе 7-го марта 1917 года пред благодарственным молебном по случаю принятия Россией нового Государственного устройства.

Переживаемые дни являются единственными в нашей общей жизни; по необычайности настроений, переживаемых нами, по напряженности этих переживаний мы не можем не чувствовать, что такие минуты уже не повторятся в личной нашей жизни. Будем мы и в последующие годы собираться на молитву по поводу совершающихся ныне событий, по поводу принятия Россией нового Государственного устройства, но тогда устройство это уже перестанет быть новостию, и наши чувства и настроения улягутся к тому времени в свои обычные границы.
Пережитый нами короткий период всего в несколько суток — это Первенец в ряду последующих дней жизни свободной обновляющейся России. Самое сильное воображение не в состоянии представить в полноте всех великих последствий совершившегося события.
Но что же совершилось у нас и с нами?

Мы знаем об этом из Высочайшего Манифеста, 2 марта в 3 часа дня подписанного Государем в Пскове. Этим Манифестом, отрекаясь от Престола, Царь освобождает всех своих подданных от присяги, данной нами на верное Ему служение, и передает Верховную Власть Брату Своему Великому Князю Михаилу Александровичу для управления Россией в полном единении с Народным Представительством. Но Великий Князь, желая узнать волю всего народа о том, какого устройства Государственного он хочет, отстранился от власти до тех пор, пока народ не скажет своего решения, и всю полноту Верховных прав передал Народному Представительству в лице Временного Правительства, создавшегося по почину Государственной Думы. В этом Временном Правительстве, таким образом, мы имеем нашу Законную Верховную Власть, которой обязаны повиноваться со всею искренностью не за страх, а за совесть.

Это и есть наш дорогой Первенец, которого надо оберечь от всякого вредного дуновения, чтобы рос он и укреплялся изо дня в день на общее наше счастие и радость. Чтобы уберечь ребенка новорожденного от вредных для его здоровья внешних влияний, сколько безсонных ночей, сколько забот, тревоги и всяких хлопот должны переиспытать родители!.. Эти заботы, тревоги и хлопоты пришли теперь и на нас во всей громаде нашего народа. И как бы радостно и ликующе не были мы настроены в эти дни, нам ни одну минуту нельзя забывать, какая страшная ответственность за всю будущую историю России легла сейчас на наши плечи, — ответственность, обязывающая пока не к ликованиям, а к самому сосредоточенному общему согласному труду. Перестраивается сейчас вся жизнь, все отношения наши. Какое пришло напряжение всех духовных сил, чтобы создать с возможною скоростию хотя бы только те основные начала, или основные законы, по руководству которых будет строится эта жизнь. Сделать это должно Временное Правительство с Государственною Думою. Наш долг спокойно и терпеливо ждать завершения этих Правительственных работ. В такую пору больше, чем прежде когда-либо, потребно, чтобы личные интересы и пожелания как отдельных людей, так и целых корпораций всячески сдерживались, не мешая своим выявлением той сложной работе, какая творится сейчас в Петрограде на общую пользу и счастие. Для этого необходимо прежде всего, чтобы обычное течение жизни никак и ничем не нарушалось, чтобы всякий по-старому делал свое дело, — нет, впрочем: не по старому, а с удесятеренным усилием.

Но как быть спокойным, спросите вы, когда всякий нерв трепещет от восторга, когда от избытка чувств уста сами глаголют?.. — Ну, и будем говорить каждый в меру своего разумения, но говорить с благоговением, стоя пред великой святыней нарождающейся народной свободы, злоупотребить которою значит совершить тяжкий грех перед Богом. А такие злоупотребляющие могут найтись просто по неразумию. Разве не найдутся такие, которые свободу, например, слова истолкуют как право для себя говорить все, что в ум взбредет. Но ведь это было бы уже не свободой слова, а свободой сквернословия.

«Такова есть воля Божия, говорит Св. Апостол Петр (1 Петр. 2, 15-16), — чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии».

Особенно тяжким несчастием для Родины было бы, если дни начавшейся свободы омрачатся проявлением какой-нибудь злобы или мстительности по отношению к прошлому. Пусть в этом прошлом нашем было много, чем справедливо возмущались, но из были слова не выкинешь, прошлое это было всетаки наше отечественное прошлое, прошлое нашей Родины. При жизни родителей, ведущих неладную жизнь, взрослые дети не могут иногда удержаться от укоризны в их сторону, и за это их нельзя осудить, но если бы эти дети не перестали бранить таких родителей и после их смерти, то найдите сами название такому поступку детей!.. Так точно и мы, если не удержимся от глумлений над своим прошлым, то напишем такую первую страницу своей новой истории, которую следующие поколения будут читать с краскою стыда на лице, готовы будут вырвать ее, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории. Будем помнить это крепко и молить Бога, чтобы не впасть нам в искушение.

Особенно кому нужно помнить ответ пред историей, это вам, — наша надежда и наша слава — дорогие воины Русской Великой Армии.

При рождении нашего дорогого Первенца, нового Государственного устройства нашего, кто принял его на свои руки? — Войско. — Вам вручила Родина свое сокровище. Велика честь, выпавшая на Вашу долю, но столь же велика и ответственность! Помните, что от честного исполнения Вами своего долга зависит участь всего будущего России, и вспомните при этом, сколько миллионов будущих ея граждан — счастливых граждан, лежат еще и протягивают к Вам свои рученки, чтобы Вы взяли их и несли бережно до их будущего счастия. Исполните же этот долг со всяким терпением и самоотвержением! Пусть при сиполнении этого долга придется Вам переживать много личных неудобств, которые хотелось бы скорее сбросить с плеч, но не забудем, что никто не моет колес, пока не вытащит колесницу из грязи. Только при этой общей самоотверженной готовности сделать все для блага Родины мы можем быть уверены, что действительно Господь соделал великое спасение всему народу нашему (1 Цар. 19, 5). Аминь.
ТЕВ.1917 г., № 10-11, с. 249-252